Презентация по русскому языку на тему Роль обращений в речи и знаки препинания при них
Сценарий учебного занятия по русскому языку в 8 классе школы № 17городской этап конкурса «Учитель года 2015».Москаленко Светлана Николаевна
«Мечта»
Крылья знанийЭкипажСалонБагаж знаний
Авиакомпания «АвиаМечта» Бортовой журналучастника полёта лайнера «Мечта»{793D81CF-94F2-401A-BA57-92F5A7B2D0C5}Фамилия, имя участника полётаДата вылета (прописью)Направление (тема) полёта:Москаленко Светлана НиколаевнаДвадцать седьмое января.
Приятно познакомиться!Речевые ситуации
«Связь с Землёй»
1 речевая ситуация: Вы – пассажир самолёта, инженер-конструктор. Ваш сосед – Ваш коллега, Николай Николаевич Васильев. Обсудите недавний запуск ракеты.
Вы – старик Хоттабыч. Ваш ковёр-самолёт не смог подняться в воздух, и вы вынуждены лететь на самолёте «Мечта». Обратитесь к стюардессе с просьбой рассказать, как летает эта чудесная железная птица. 2 речевая ситуация:
Вы – член экипажа, командир воздушного судна. Вам нужно связаться с центром управления полётами и сообщить о том, что полёт проходит успешно.3 речевая ситуация:
Авиакомпания «АвиаМечта» Бортовой журналучастника полёта лайнера «Мечта»{793D81CF-94F2-401A-BA57-92F5A7B2D0C5}Фамилия, имя участника полётаМоскаленко Светлана НиколаевнаДата вылета (прописью)Двадцать седьмое января.Направление (тема) полёта:«Обращение и знаки препинания при нём»
«Мечта»Цель:- повторить … - узнать … - находить … - выделять …
«Мечта»1. Друзья мои прекрасен наш союз! (А.С. Пушкин) 2. Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг. (Н.А. Некрасов)3. Мой друг настойчиводобивается цели. (В. Арсеньев)4. До свиданья друг мой до свиданья.(С.А. Есенин)«Грозовое облако»«Грозовое облако» Задание: запишите предложения № 2 и № 3, подчеркните все члены предложения.
«Мечта» 2. Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг. 3. Мой друг настойчиво добивается цели. −∙−∙−∙−∙−− − − − «Грозовое облако»Задание: запишите предложения №2 и №3,подчеркните все члены предложения. Проверьте: − − − ,
ppt_yppt_yppt_y
«Мечта»Друзья мои прекрасен наш союз!(А.С. Пушкин)До свиданья друг мой до свиданья.(С.А. Есенин), , ,
Инструкции
«Воздушные ямы»Мне это известноНовое, неизвестное 127834569«Мечта»
Что нового я узнал(а) по данной теме?1. Обращение может быть распространённым. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме?2. Обращение может быть нераспространённым. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме?3. Обращения могут быть выражены прилагательными или причастиями в значении существительных. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме?4. Обращения помогают выразить отношение говорящего к собеседнику. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме?5. В поэтической речи неодушевлённые существительные – олицетворение. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
Что нового я узнал(а) по данной теме?6. Перед обращением может быть частица О, которая не отделяется от него запятой. 1. Приветствую тебя, пустынный уголок… (А.С. Пушкин)2. Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)7. Жизнью пользуйся, живущий. (В.А. Жуковский)3. Не гаси, любимая, огонёк. (В.Е. Малков)4. Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С. Есенин)5. Милый мой, ты у меня в груди. (С. Есенин)6. Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? (А. Плещеев)
"Обращение и знаки препинания при нём" «Мягкая посадка»Тест по теме
1. Одно из утверждений неверно. Найдите его:1) Обращение — это конструкция, называющая человека, к которому обращена речь.2) Обращение может быть распространённым и нераспространённым.3) В роли обращения могут употребляться неодушевленные существительные.4) В предложении обращение обычно является подлежащим.
2. Укажите предложение, в котором есть обращение (знаки препинания не проставлены):1) «Чем вы гости торг ведете и куда теперь плывете?»2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.3) Князь шмелём оборотился, полетел и зажужжал.4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
3. Найдите предложение, в котором обращение выражено неодушевленным существительным.1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.4) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.
4. Найдите предложение без пунктуационной ошибки.1) Здравствуй солнце да утро веселое!2) Прекрасны вы, поля земли, родной.3) Ускорь шаги прекрасная, весна, поторопи свой радостный приход.4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку...
5. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания.1) Твой лик, о ночь, не мог меня томить!2) Внемлите ж, братья, слову брата...3) Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.4) Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде.
1. - 42. – 13. – 14. – 45. – 3Шкала оценивания:«5» – 5 баллов«4» – 4 балла«3» – 3 баллаПоздравляю! Вы завершили полёт.Проверьте себя по шаблону:
Ручная кладь1. Напишите эссе «Роль обращений в жизни человека».2. Заполните клише по теме «Обращение и знаки препинания при нём».3. Из текстов художественной литературы, изученных вами в этом учебном году, выпишите 5 предложений с обращениями. (Не забывайте указывать произведение и автора.)4. Напишите электронное письмо или смс-сообщение близкому и любимому человеку; используйте разнообразные обращения как средство выражения своего отношения к адресату.
«Мечта»«Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты»Элеонора Рузвельт Дорогие ребята! Мечтайте!
Б л а г о д а р ю з а в н и м а н и е!
style.colorfillcolorstroke.colorfill.typerrrrr
style.colorstyle.colorstyle.color