Презентация «Формы и методы обучения – путь к гражданскому образованию учащихся»
«Формы и методы обучения – путь к гражданскому образованию учащихся» Личность – это человек с его социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием потребностно – мотивационной, познавательной и эмоционально – волевой сфер). Индивидуальность – это совокупность психологических особенностей конкретного человека, составляющая его своеобразие и отличающая его от других людей. Гражданское образование - это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанности гражданина. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ. Задачи:- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром;- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;- развивать лидерские качества личности – ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей. Гражданская компетентность личности - это совокупность готовности и способностей, позволяющих ей активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике. Реализация идей гражданского образования дает возможность: повышать уровень компетентности педагогов в сфере гражданского образования; привлекать родителей учащихся для гражданского воспитания учащихся; создать условия для освоения учениками роли гражданина, овладения навыками гражданского поведения. Формы обучения - механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. 1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д.2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу:- обычный вариант: одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.);- другие варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу. 3. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, среднего профессионального образования и т.д.).3.1. Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе учения:3.1.1. Самоучение (самообразование);3.1.2. Самостоятельна учебная работа;3.1.3. Учение с помощью педагога (педагогов).3.2. Индивидуализированные формы (системы).3.3. Коллективные системы обучения.4. Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения. 5. Классификация форм обучения по средствам общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами.6. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих учебное занятие.7. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся.8. Классификация форм обучения по основанию «монолог-диалог».9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий.10. Классификация форм занятий по их целевой направленности.11. Классификация форм обучения по видам учебных занятий. Метод обучения - путь, способ продвижения к истине, упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей.Метод обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Классификация методов обучения по усвоению изучаемого материала: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковыеисследовательские. Существуют и другие подходы к классификации методов обучения: 1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: а) словесные, наглядные и практические (аспект передачи и восприятия учебной информации); б) индуктивные и дедуктивные (логические аспекты); в) репродуктивные и проблемно-поисковые (аспект мышления); г) самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя (аспект управления учением). 2. Методы стимулирования и мотивации: а) интереса к учению; б) долга и ответственности в учении. 3. Методы контроля и самоконтроля в обучении: а) устный, письменный, лабораторно-практический. Решение педсовета: (через ответы на вопросы) 1. Всегда ли мы правильно осуществляем выбор форм и методов обучения с учетом:- взаимосвязи цели школы и целей урока;- возможностей и способностей учащихся,- возможностей и способностей самого педагога?2. Что необходимо для создания условий при взаимодействии педагогов и учащихся, с учетом индивидуальных особенностей учителей и обучающихся, с целью получения прогнозируемого результата школы?