Презентация Инновации в системе оценивания в условиях реализации ФГОС. Виды оценивания.
Методический семинар «Инновации в системе оценивания в условиях реализации ФГОС. Виды оценивания» МКОУ Бобровская СОШ №2 22.01.2016 .1
Цели семинараАктуализировать требования ФГОС по вопросу оценивания результатов учащихся.2.Познакомить с разными видами оценивания и техниками их проведения.2
АктуальностьПереход на Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему основного образования. Безусловно, такой её компонент, как контрольно-оценочная деятельность, также требует своего совершенствования3
Чего мы хотим для нашихучеников? Мы все хотим, чтобы наши ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, ставили перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего. 4
«Чтобы переворот в педагогике стал необратим, ученику необходим доступ к оцениванию. То есть учитель, всегда остававшийся контролером – монополистом, должен поделиться с учеником инструментом оценивания, раскрыть ему основания, критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах» М.А.Пинская (кандидат наук, НИУ ВШЭ)5
Проблемы традиционного оцениванияВ основе - нормативный подход: сравнение индивидуальных достижений учащихся с нормой, т.е. результатами большинства школьников.Отметки не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика6
Типичные недостатки оценки на уроке сегодняЖестко ориентированы на ЕГЭ и ГИА.Натаскивающий, неразвивающий урок.Ориентация на предмет, метапредметность оценивается крайне редко.Ориентир на оценку результата, а процесс достижения его (самостоятельность, интерес, активность и т.п.) не оцениванивается.Оцениваемые задания не способствуют «многоуменью», ориентированы на содержание, запоминание.Ведущий критерий- правильность.Выбора заданий для получения оценки нет.7
Основные противоречияпроцесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично;предъявляются требования к предметным и метапредметным образовательным результатам учащихся, а оцениваются только предметные;развитие школьника происходит в учебное (уроки) и внеучебное время (дополнительные занятия, внеурочная деятельность), а оценивается только во время урока;цель оценивания – развитие ребенка, а проводится оно только для констатации факта его обученности.8
Новые умения, которые должен освоить педагог в части оцениванияРазличать функции оценки (контроль, поддержка)Освоить современные технологии внутриклассного оцениванияПроводить комплексный анализ всех результатов ученикаВести оценку динамики результатовИзучить формы и способы предъявления результатов ученикам и родителямПланировать образовательное продвижение каждого ученика9
Основа системы оценивания ФГОСКритериальное оцениваниеФормирующее (текущее) оценивание Суммативное (итоговое) оценивание10
Два подхода к использованию оцениванияФормирующее оценивание Оценка применяется для получения данных о текущем состоянии для определения ближайших шагов в направлении улучшенияИтоговое оценивание (суммативноеОценка применяется для определения количества изученного материала за пройденный период11
Когда соус пробует шеф-повар – это формирующее оценивание, Когда его пробует покупатель – это суммативное оценивание12
ТекущееПоддерживающееДиагностирующееФормирующее оценивание13
Характеристики формирующего оцениванияЗадания соответствуют по содержанию пройденному материалу ;Используются знакомые для учащихся и соответствующие их возрасту формы заданий;Задания составлены таким образом, чтобы выявить возможные проблемы у каждого ученика;Задания составлены таким образом, чтобы был очевиден процесс размышления, который привел к данному ответу; Четкие критерии оценивания.14
Используется самооценка;Взаимооценка;Наличие обратной связи и рефлексии.15
Формирующее (поддерживающее) оценивание на уроке Оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда ученика ориентируют на дальнейшую учебу, планирование целей и путей их достижения.16
Технология формирующего оцениванияСпланировать образовательные результаты учащихся по темам.Спланировать цели урока как образовательные результаты деятельности учащихся.Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся.Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке.17
Приемы формирующего оценивания1. Светофор2.Тезисы3.Таблица сравнений4.Карточки5.Кейсы6.Хлопки7.Ученик в роли учителя8.Перевод информации и др.18
Принципы использования формирующего оцениванияФормирует учебный процесс. Цель формирующего оценивания улучшать качество учения, а не обеспечивать основания для выставления отметок. Определено контекстом. Формирующее оценивание осуществляется с учетом как нужд учителя, учеников, так и характеристик изучаемых дисциплин. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.Основано на качественном преподавании. Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.19
Типичные ошибкиНеправильная постановка целей и задач урока. Трудные критерии оценивания. Временные затраты. Подмена взаимооценки взаимопроверкой.Результаты самооценки.Оценивается результат, а не процесс.Формальная рефлексия и обратная связь.20
Почему оцениваем таким образом?Формирующее оценивание позволяет согласовать результаты оценивания с поставленными целями.Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом: перевести цели в измеряемые учебные результаты; определить необходимый для них уровень достижений; отобрать и содержание, и техники оценивания; выбрать и реализовать соответствующие методы обучения; провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.21
Общие идеи использованияУчителю - для того, чтобы совершенствовать преподавание, нужно прежде всего определить и представить ученикам учебные цели и задачи, а затем наладить обратную связь. Полученная информация покажет ему, в какой степени эти цели и задачи реализованы, и что ему целесообразно сделать или изменить, чтобы ученики достигли следующих уровней овладения материалом.Учащимся - чтобы совершенствовать учение, необходимо получить вовремя и во всей полноте соответствующую обратную связь, а также научиться самостоятельно оценивать то, как они учатся.22
Условия:Первое и самое главное: использование различных инструментов формирующего оценивания требует определённой организации учебного процесса. Внедрение новых методик и инструментов возможно, только когда ученик активно вовлечён в учебный процесс, когда на уроке есть место взаимодействию учеников в парах и группах, обсуждению с учителем, свободным вопросам.Второе важное условие относится к использованию результатов оценивания. Чтобы оценивание действительно было формирующим, необходимо, чтобы его результаты использовались для корректировки учения и преподавания. Они обязательно должны «передаваться» в руки ученика и использоваться для планирования. Только тогда формирующее оценивание будет положительно влиять на учебную мотивацию школьников и на их самооценку.Третье условие - надо ясно осознавать, что введение формирующего оценивания неизбежно связано с изменением того, как учитель понимает свою роль в отношениях с учениками, и того, как он действует в классе, его личного педагогического стиля. Надо также понимать, что жёсткий внешний контроль и отчётность не способствуют развитию новой оценочной практики.23
Техники формирующего оцениванияБеседы-обсуждения наиболее интересных или неожиданных ответов и действий во время урока. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. Проводя обсуждение, учитель проверяет предыдущие оценки и гипотезы, обсуждает прогресс учеников, результаты их самооценивания для того, чтобы подготовить следующие шаги в обучении.Анализ как способ осуществления формирующего оценивания может быть использован следующим образом. Письменные работы обсуждаются и оцениваются вместе с детьми. Это делается для того, чтобы идентифицировать общие ошибки и неправильное понимание и показать детям, что нужно делать, чтобы улучшить свои работы.24
Как работают с информацией дети?Первое, чему должны научиться дети, – это соотносить успешность выполнения работы с учебными целями, которые отражены в критериях успешного выполнения, по которым оценивается работа (показателями, задачами).Второе – определять то, что нужно улучшить или развить. Обсуждение и оценивание проводится индивидуально или в парах. Исправления и улучшения дети вносят сразу же, то есть улучшение качества происходит «здесь и сейчас».Урок может заканчиваться кратким обзором всех учебных целей (показателей) актуальных для данного этапа работы, и это помогает детям увидеть, как учение будет развиваться и как сегодняшний этап учёбы связан с тем, как они будут учиться в дальнейшем.25
Принципы оказания обратной связи1. Показывать, что получилось хорошо. Учитель находит три наиболее удачных места в работе, которые соотносятся с учебными целями, и подчёркивает их, выделяет цветом или берёт в рамку. Это избавляет его от необходимости делать многословную запись.2. Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении). Учитель, используя специальные символы, например стрелку, галочку и т.п., отмечает абсолютно точно места в работе, которые необходимо исправить.3. Создавать возможность вносить исправления. На уроке детям дают время (примерно 10 минут), чтобы прочитать рекомендации и сделать соответствующие исправления. Учитель может попросить тех учеников, кто уже справился со своей работой, помочь тем, кто испытывает затруднения.4. Давать рекомендации о необходимых исправлениях. Учитель пишет, что нужно сделать для исправления и улучшения работы, чтобы ученик знал, как ему добиться нужного результата. Для этого существует три способа, каждый из них связан с опреде-лённой областью исправлений: напоминание (ученику напоминают установленные учебныецели); показ (приводят примеры того, что ученику необходимо сделать); пример (предлагают конкретные выражения, слова и формы, которые надо копировать).26
Варианты методик для организации самооценивания учениковМетодика «Карта оценки групповой презентации» Используется при оценке результатов совместной деятельности учащихся. Ученикам предлагается заполнить определённую форму, когда они будут смотреть презентацию группы. Ученикам нужно посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы.При оценке результатов предлагается использовать следующие варианты ответов:«+» – отличная работа (трудно улучшить);«=» – хорошая работа (хорошо, но вы видите способ улучшить);«—» – слабая работа (многое нужно улучшить).27
Использование методики «Недельные отчёты» позволяет обеспечивать быструю обратную связь, с помощью которой ученики сообщают, чему они научились за неделю и какие трудности у них возникли. «Недельные отчёты» – это опросные листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:1. Чему я научился за эту неделю?2. Какие вопросы остались для меня неясными?3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?28
Методика «Карта самоотчёта» Позволяет обучать самооцениванию как самых младших учеников, так и детей более старшего возраста.При использовании карты самоотчета применяются различные изображения лампочки, которые соответствуют трем возможным вариантам ответа учащихся на вопросы: «Этого не было – лампочка не горит»; «Это было иногда – лампочка горит»; «Это было часто или всегда – лампочка горит очень ярко».Использование данной карты позволит ученику проанализировать свой опыт и сделать на основе этих самонаблюдений полезные выводы. Кроме того, карта ещё раз напоминает детям о том, каковы были их учебные задачи, чему они учились, чего ожидает от них учитель.Подобную карту учитель может составить для любого предмета, обозначив в ней как конкретные предметные умения, так и способы деятельности и общие учебные умения.29
Методика «Cоставление тестов» Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. В этом заключается основа данной процедуры. Составление тестов представляет собой индивидуальную творческую работу учащегося, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.Использование тестов наиболее эффективно на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. Но этот метод выполняет свои функции и в ситуации, когда новая тема только заявлена. Своими вопросами по новой теме учащиеся демонстрируют учителю свой стартовый уровень знаний, свою заинтересованность в их расширении и углублении.Задачи методики:Повысить качество выполнения домашнего задания. Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, как следствие – подготовить учащихся к проверочной работе по теме. Развивать критическое мышление. Строить обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль детей в процессе обучения.в»30
Методика «Портфолио»Цели и сущность портфолио. Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.Портфолио позволяет решить две задачи:1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.31
Виды портфолиоПортфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.32
Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.33
Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.34
Суммативное оценивание Итоговое Внешнее35
Суммативное оценивание Оценивание, проводимое с целью определения соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения. Констатирует факт обученности учащихся.36
Основа системы оценивания ФГОСКритериальное оцениваниеФормирующее (текущее) оценивание Суммативное (итоговое) оцениваниеОпределение текущего уровня усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе. Формирующие оценки не влияют на итоговые оценки, и это позволяет снять страх у учащихся перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном усвоении материала. Определение уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).37
Новые требования к системе оцениванияЦель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой образец – эталон.38
Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.39
ЛитератураАмонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. Красноборова А.А., Критериальное оценивание в школе.Лизинский В.М., Оценка и отметка (ж.»Завуч», №8/2010).Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения: практическое руководство для учителей.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. Учебное пособие.Полонский В.М. Оценка знаний школьников.ФГОС НОО, ФГОС ООО.40
Спасибо за внимание!41