Эффективные формы и методы преподавания геометрии в основной школе
Формирование УУД на уроках геометрии по чертежам.Москотова Ирина ИгоревнаУчитель математики МБОУСОШ №2г. Крымск
С древнейших времён человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, каковы границы его возможностей, способен ли он стать хозяином своей судьбы. Современное общество нуждается именно в таких, самостоятельных, творчески мыслящих людях, умеющих делать свободный выбор, нести ответственность за собственные поступки.Современные системы обучения должны способствовать развитию личности.
Цель системы образования:- воспитание ученика, как личности компетентной, успешной, самостоятельной, творческой, востребованной обществом.Поэтому каждый учитель должен строить учебный процесс с учётом индивидуальности каждого ребёнка: его потребностей, активности и интеллекта; сотрудничать с учениками и научить их сотрудничать между собой.
Основные цели обучения состоят в:удовлетворении потребности учащихся в изучении и, прежде всего тех, чьи способности и интересы выше среднего;формировании и развитии у них интереса к предмету;побуждении к проявлению творческой активности и самостоятельности мышления в процессе изучения ;стимулировании воспитания у учащихся целеустремлённости, организованности, познавательной активности.
В связи с этими целями и, работая над темой «Развитие интереса к предмету «Геометрия», учителя ставят перед собой задачи:1) создать комфортные условия для каждого ребёнка, чтобы он чувствовал себя свободно и был готов к самостоятельной, активной деятельности (он должен чувствовать психологическую защищённость);2) развивать познавательную активность через творческие и нестандартные задачи;3) применять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;4) формировать творческий и интеллектуальный потенциал каждого ребёнка.
Одной из главных задач своей деятельности я считаю развитие интереса к предмету и поддержание его на протяжении всех лет обучения. Предмет может быть интересен только тогда, когда интересен сам учитель, как личность. Как сказал И. В. Гёте «Учатся у того, кого любят».
Увидев в учителе активную, творческую, обладающую чувством юмора личность, понимающую тех, с кем она общается, дети с интересом идут к нему на урок. Для некоторых людей геометрия считается скучной наукой, и каждый учитель задумывается над тем, как разнообразить свою работу, чтобы задания были не такими скучными, т. е. чем бы приукрасить «блюдо», чтобы оно выглядело более аппетитным.
Увеличение умственной нагрузки на уроках геометрии заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, не хотят прилагать определённые усилия для приобретения знаний.Поэтому в условиях современного образовательного процесса, на мой взгляд, важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности.
Как поддержать интерес учащихся к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, чтобы роль преподавателя заключалась не в том, как ярче и красочнее, чем в учебнике, подать необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором и координатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик?Эти и другие актуальные проблемы побуждают меня к поиску инновационных педагогических технологий.
Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе. Для повышения интереса к предмету я часто создаю проблемные ситуации. На уроках геометрии использую чертежи и наглядный материал (объёмные фигуры). В качестве примера слайд №1,2,3,4 демонстрирующие познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные УУД соответственно.
НазадПознавательные УУДВторой признак подобия треугольника.Найдите пары подобных треугольников.
НазадВладимир и Никита выполнили одно и то же задания. У обоих по 4 пары подобных треугольников. Найди пары подобных треугольников и исправьте ошибки. ВЛАДИМИР НИКИТА Регулятивные УУДПЕРВЫЙ ПРИЗНАК ПОДОБИЯ ТРЕУГОЛЬНИКОВ.
НазадКоммуникативные УУДТЕОРЕМА ПИФАГОРАСоставь задачу по чертежу для соседа и проверь правильность её решения.
НазадЛичностные УУДПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ.В подведении итогов урока, найдите равные треугольники и сформулируйте признаки равенств треугольников.
Спасибо за внимание!Упражнения на готовых чертежах по планиметрии прилагаю.