Презентация педагогического совета на тему:Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы обучающихся с умственной отсталостью
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышениюмотивационной сферы обучающихся с умственной отсталостью»Подготовила учитель Пашала Т.Н. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А. Сухомлинский Формы и методы обучения, используемые на уроках. ФормыПарная и групповая работаФронтальная МетодыСловесныеНаглядныеПоисковыеКонтроль и взаимопроверка Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..» Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения.Что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. - Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний- Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов- Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся- Обучение должно быть трудным, но посильным- Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать- Позитивная психологическая атмосфера урока- Чем младше ребенок, тем больше материал должен подаваться в образной форме- В обучении должны создаваться возможности для творчества- Создание на уроке ситуации успеха для учащихся Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Мотив учения Смысл учения 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 2. Учет возрастных особенностей школьников 3. Создание ситуации успеха 4. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) 5. Формирование адекватной самооценки учащихся 6. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Постановка целей 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 2. Выбор средств, адекватных цели 3. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 5. Создание ситуации успеха Компонентымотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Эмоции, интерес 1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке 2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности 3. Эмоциональная речь учителя 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 5. Применение поощрения и порицания 6. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 7. Нестандартные форма проведения уроков 8. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий Девиз для учителя: «Скажи мне– и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму»Компьютер и интерактивная доска - оперативное средство наглядности в обучении;помощник в отработке практических умений учащихся.Особенность компьютерного обученияпошаговость самостоятельной деятельности;наличие оперативной обратной связи. Условия развития мотива,созданные в играх Условия развития мотива,которые можно создать в процессе обучения Несколько уровней сложности Программа обучения с усложняющимся уровнем задач В конце игры обратная связь – победил или проиграл Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача Ребенок сам выбирает игру, Он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью зависит от ситуации Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков». В.А. Сухомлинский Создание проблемной ситуацииПривлечение учащихся к оценочной деятельностиНеобычная форма обученияПривлекательная цельРассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зренияПриём «Лови ошибку»Приём «Нарисуй, как понял»Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика Мотивационной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?» Цель – «Что для этого надо сделать?»