Презентация по литературе на тему Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов (7 класс)


Цели урока: учить понимать образную структуру, тему стихотворения, состояние лирического героя;формировать умения анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности;развивать связную речь, навыки выразительного чтения;воспитывать литературный и эстетический вкус. Проверка домашнего задания Беседа о выписанных примерах использования фольклорных художественных средств в «Песне про… купца Калашникова» Работа с учебником Прочитайте статью учебника «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях».Назовите автора высказывания: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…»«Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если б не погиб двадцати семи лет». «Когда волнуется желтеющая нива…» Какова тема стихотворения? (Желание унять тревогу души, постичь счастье на земле и увидеть Бога в небесах)Каким настроением проникнуто стихотворение?(Задумчивым, мечтательным, немного грустным)В чем особенность композиции стихотворения?(Всё стихотворение – одно сложное предложение, которое рисует несколько картин)К какому выводу приводит читателя поэт, объединяя пейзажные картины и картины душевного состояния лирического героя?(Душевная гармония возможна, если человек будет видеть гармонию природы) «Когда волнуется желтеющая нива…» Какие художественные средства встречаются в стихотворении? Для чего поэт их использует?(Эпитеты-…, олицетворения - …, инверсия - …, метафоры - …, устаревшие слова - …)Что бы вы нарисовали, если бы вас попросили проиллюстрировать стихотворение?Докажите, что пейзажное стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» не о пейзаже, а о человеке. Каким вы представляете себе этого лирического героя? «Ангел» Какие чувства у вас вызвало это стихотворение?О чем оно?Какие ассоциации возникают в вашем сознании, когда вы его читаете?С помощью каких выразительных средств созданы образы? Работа в группах Заполните смысловую таблицу: Строфа Основная мысль Настроение 1-е четверостишие 2-е четверостишие 3-е четверостишие 4-е четверостишие Работа в группах Заполните смысловую таблицу: Строфа Основная мысль Настроение 1-е четверостишие Ангел летел и пел Радость, счастье, умиротворение 2-е четверостишие Песня ангела о Боге Печаль, лёгкая грусть 3-е четверостишие Ангел несёт на землю душу Тепло, уютно, немного тревожно 4-е четверостишие Душа помнит песню ангела Печаль о прошлом Какие душевные качества открыл перед вами М.Ю.Лермонтов в своих стихотворениях?А какими душевными качествами вы хотели бы обладать? Домашнее задание Самостоятельно прочитать и проанализировать стихотворение Лермонтова «Молитва».Подготовиться к контрольной работе по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.