Игры с буквами и словами на уроках русского языка и литературного чтения.


Игры с буквами и словами на уроках русского языка и литературного чтенияУчитель начальных классов Подувеева Наталья АнатольевнаГБОУ СОШ с. Ташелка Менжинский филиал Цель: Расширять представление детей о словах.Задачи:Формировать учебно-познавательные мотивы, возможность испытать себя в игровой ситуации.Развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихсяВоспитывать уважение и любовь к русскому языку и литературе.


Анаграммы - это слова, полученные перестановкой букв в исходном слове.Переставьте буквы так, чтобы у вас получились новые слова. Сани, актёр, ракета, карп, насос, чурка, колос, налим, крона, колесо…

Анаграммы-загадки1.Лежу я на земле, прибитая к железу, но буквы переставь, в кастрюлю я полезу. (шпала – лапша)2. Географию со мной изучают в школе дети, дай порядок букв иной и найдешь меня в буфете на тарелочке с едой. (атлас - салат)3. Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, но буквы переставь мои – и целый лес со мною свалишь. (липа – пила)


Метаграммы – это слова, различающиеся одной буквой (звуком).Когда я с «Т»- на мне плывут, когда я с «Д»- меня сорвут. (плот – плод)С «К» я в школе на стене, горы, реки есть на мне, с «П» – от вас не утаю – тоже в школе я стою. (карты- парты)Я пышно красуюсь на клумбе в саду, захочешь поставь меня в вазу… Но с буквою «К» в огород я пойду, и если капусту на грядке найду – капусте достанется сразу. (роза- коза)



Логогрифы- загадки, в которых задуманное слово получает различное значение от выбрасывания или прибавления буквы.Пойди-ка с сад и погляди: я там цвету и благоухаю. Но «Г» приставим впереди, и в небе я загромыхаю. (роза-гроза)Мы всех- и взрослых, и детей – в часы досуга развлекаем, но если к нам прибавить «Т» – мы всех ужасно напугаем. (игры-тигры)Мы резким голосом кричим и ковыляем так комично. Но вставь нам «Л» – и зазвучим тогда довольно мелодично. (гуси- гусли)

Игра «Найди свое место»Каждая команда получает карточки с буквами. Игроки должны, держа перед собой карточки, построиться так, чтобы буквы читались в алфавитном порядке. Постройте игрушки в алфавитном порядке: «Мы веселые зверята. Любим весело играть. Помогите нам , ребята, по порядку нас собрать. Чтоб продолжилась игра а алфавитном порядке нас построить пора».Айболит, Красная Шапочка, Карлсон, Емеля, Буратино, Белоснежка, Колобок, Чебурашка, Золушка ….. Игра «Волшебная шляпа»- У меня в руках волшебная шляпа. В ней лежит множество букв. Вы достаете, например, любые 7 букв и составляете слово, применив наибольшее количество букв. Вытащенные буквы возвращаются в шляпу. Игра «Кузовок» ( чугунок).Ученики садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу: «Вот тебе кузовок. Клади в него, что есть на «ОК», обмолвишься, отдашь в залог».Ученики по очереди говорят слова («Я положу в кузовок грибок, платок, клубок, сучок, коробок, башмачок, сапожок, венок, моток, воротничок, мешок, листок, сахарок, лепесток, колобок, замок ……»). Кладут в корзину бумажку с записью этого слова. Если ученик ошибается, то отдаст «залог» т.е. выполняет задание одноклассников, например: рассказать стихотворение, спеть песенку, отгадать загадку …. Игра «Бросаемся словами»Сядем в кружок. Мы будем бросать мяч. Я произношу слог и бросаю мяч, а ловящий должен закончить слово, добавив свой слог или несколько слогов: -СА… -РАЙ, -ЖА, -РАНЧА, - ЛАТ …..Отвечавший называет свой начальный слог. Повторяться нельзя. В этой игре важен темп: тот, кто задумается более , чем на 3 секунды, выбывает из игры. Спасибо за внимание!