«Проектно-исследовательская деятельность как инструмент развития метапредметности учащихся», учитель начальных классов Зуева Н.В.
Творческий отчёт по теме самообразования«Проектно-исследовательская деятельность как инструмент развития метапредметности учащихся»учителя начальных классов МОУ СОШ № 3Зуевой Натальи Васильевныянварь 2016г.
I. Общие сведения: Ф.И.О. Зуева Наталья ВасильевнаОбразование: средне – специальноеПредмет: начальные классыПедагогический стаж: 18 летв МБОУ СОШ № 3: 5 летРазряд, категория: I категорияПрограмма по которой работаю: «Школа России»Тема самообразования: «Проектно-исследовательская деятельность как инструмент развития метапредметности учащихся»Здравствуйте, уважаемые коллеги . Наш разговор я хотела бы начать с кратких сведений о себе.
Проблема как усиленно работая со средними и слабыми учащимися поддержать, не упустить сильных учеников?Основная цельмоей педагогической практики: создание условий для развития метапредметности учащихся через участие в проектно-исследовательской деятельности на уроках, а также во внеурочной деятельности.Анализируя свою деятельность как педагога, я столкнулась с проблемой :Осознав эту проблему я стала искать технологию, которая может работать на детях разного уровня развития. Которая сможет и слабого учащегося сделать успешным в классе, в семье, в школе, а в дальнейшем и в окружающем социуме. И ей оказалась технология проектной деятельности.Для достижения какой же цели будет работать эта технология? На создание условий…
Задачи практикииспользовать технологию проектно- исследовательской деятельности с целью формирования :УУД, знаний, умений, навыков,ключевых компетентностей повышения мотивации учащихся; повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий
Объект практики:процесс развития метапредметности детей младшего школьного возраста. Предмет практики:проектно – исследовательская деятельность как инструмент развития метапредметности учащихся. я предполагаю, что использование новых образовательных технологий, в частности, проектного метода обучения, вовлечение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность поможет мне развить метапредметные универсальные умения и навыки.Идея практики:Немного слов об актуальности данной темы. Причины по которым я стала работать именно над этой темой.
II. Актуальность Возможные противоречия в педагогической деятельности:между требованиями программы и реальным уровнем развития детей; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;между предметным образованием и восприятием целостной картины мира; между программным материалом и требованиями общества к выпускникам школ. Анализируя свою деятельность как педагога, каждый учитель рано или поздно в процессе своей педагогической деятельности сталкивается с противоречиями: Социологические исследования позволяют констатировать, что запрос работодателей, сделанный из различных секторов рынка, к системе начального и среднего профессионального обучения имеет общие требования:
Запрос работодателей к выпускникам школ:умение работать в коллективе; умение ориентироваться на рынке труда;умение самостоятельно работать с информацией; умение принимать решения;готовность связывать свою карьеру с продолжением образования;готовность менять профиль деятельности в зависимости от изменения в стратегии развития предприятия, технологиях и т. п.Они хотят видеть у своих молодых специалистов:
Ключевые компетенции, необходимые конкурентоспособным молодым специалистам на современном рынке труда: информационная (способы приёма, хранения, оформления и передачи информации); проектировочная (способы определения целей, ресурсов их достижений, действий, сроков); оценочная (способы сравнения результатов с целями, классификации, систематизации, конкретизации); коммуникативная (способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей). То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций: Таким образом, важнейшей педагогической проблемой становится внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих учащемуся раскрыть себя как личность, выработать умение принимать решение в ситуации “неопределенности”.Для этого необходимо вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам информации, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным является метод проектов.Передо мной встал вопрос: «С чего же начать?» «Как простроить работу по данной теме?» После некоторых раздумий и поисков у меня появились этапы формирования своего опыта работы по данной теме.
III. Этапы формирования опытаДиагностический
Результаты диагностического этапаИстория возникновения технологии Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает многие известные методы и способы активного обучения, как то: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. Ее изначальной формой является метод проектов, который успешно используется учителями-предметниками в современном процессе обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. В 20-е годы в советской школе активно использовали метод проектов, но в 30-е школа была полностью переведена на традиционное обучение и был сделан вывод о том, что этот метод не даёт глубоких знаний по предметам. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. Метод проектов приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников.
Исходный лозунг основателей системы проектного обучения: «Все из жизни, все для жизни». Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Сегодня перед школой ставятся новые задачи: «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причём, всех детей, без всякого исключения…» (В. В. Давыдов) А это и есть мета предметность! "Мета "-(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью. Мета деятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".Так уж сложилось, что классы, с которыми я работала и работаю не столь высокого уровня развития, которого хотелось бы учителю. В таких классах зачастую упор делается да же не на среднего, а на детей критического уровня развития. В заботах о том, чтобы класс не потерял своих слабых учеников, на сильных детей уделяется гораздо меньше времени, чем требовалось бы. И вот здесь снова появляется метод проектов, который позволяет для учеников разного уровня развития найти работу по своим силам и возможностям. Совместная деятельность даёт возможность каждому почувствовать свою значимость. Любой проект в продуктивном обучении личностно-ориентирован, в то время как традиционная школа все еще работает на среднего ученика. Что снова же работает на решение проблемы моей практики: как усиленно работая со средними и слабыми учащимися развивать и сильных учеников?
Прогностический этап
Результаты прогностического этапаВыступление на ШМО с 2011 г. по темам:«Организация проектной деятельности младших школьников»; «Организация исследовательской работы младших школьников – в форме образовательного модуля»;Основы построения индивидуальных маршрутов».Выступление на ГМО по теме:2011 – 2012 мастер – класс «Приёмы формирования универсальных учебных действий у младших школьников».
Участие в муниципальных конкурсах:2010 г. – участие в конкурсе проектов классных руководителей по проблемам воспитания. Проект «Кукольный театр»2012 г. - II место в городском конкурсе на лучшую организацию профилактической работы среди образовательных учреждений, номинация «Мероприятие, направленное на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, правонарушений, формирование здорового образа жизни среди детей и их родителей.{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}2013 г. мастер – класс «Проектная деятельность в начальной школе»участник муниципального конкурса профессионального мастерства «Учитель года - 2013» участник муниципального фестиваля педагогических идей «Современные подходы к образовательному процессу в условиях обеспечения ФГОС»
Практический этапВнедрение опыта работы Урочная деятельность:В данный момент проектно-исследовательская урочная деятельность спланирована в рабочей программах по предметам, которые составлены в соответствии с требованиями ФГОС.Вот практические примеры этого… групповой проект«Разговор о здоровье» проводился по программе предмета «Окружающий мир», 1 класс А.А. Плешакова. Он объединил такие темы как: Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки?2 классных часа были посвящены теме: «ЗОЖ» и ко 2 апреля всемирному дню здоровья были приурочено внеклассное мероприятие «весёлые страты совместно с родителями 1А и 1 В классов. Цель: повышение мотивации школьников к ЗОЖ, популяризация ценностей физической культуры и спорта, развитие субъектного, ответственного подхода к здоровью своему и окружающихПродукт: театральная сценка «Спор овощей», мероприятие «Весёлые старты совместно с родителями , стенгазета.Результат: II место в городском конкурсе на лучшую организацию профилактической работы среди образовательных учреждений, номинация «Мероприятие, направленное на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма, правонарушений, формирование здорового образа жизни среди детей и их родителей»
«Истории осеннего листочка»Цель: развивать творческие способности учащихсяПродукт проекта: ветка осеннего дерева с листочками – рассказами.Во 2 классе по Литературному чтению при изучении раздела «Люблю природу русскую. Осень. После изучения стихотворений Тютчева. Бальмонта, Плещеева, Фета… разбирается технология построения стихотворения (рифма, такт..) на уроке работали в группах пытались сочинить стихотворения на заданные рифмы, а дома каждый сам вот на таких красивых листьях
Новые формы проектной деятельности Проектные и практические задачиПонятие «проектная задача» введено А.Б. Воронцовым (президент МАРО)Проектная задача появилась тогда, когда в образовании стали обсуждать изменение цели: от ЗУНов к деятельности, от классической дидактики Я.А. Коменского к современной дидактике деятельности.Проектная задача «Как помочь птицам зимой?»Продукт: стенгазета Практическая задача « Мой детский журнал»Продукт : самостоятельно сделанный детский журнал»http://www.bratsk-school32.ru/images/MATERIALS/FGOS/2014/metody-organizacii-od/materialy-seminara-table.gif Все большую популярность в работе с младшими школьниками приобретают проектные задачи. Педагогов в их использовании привлекает то, что наблюдая за работой детей при решении проектной задачи, можно фиксировать проявления регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. Кроме того, решая проектные задачи, ученики приобретают необходимую подготовку к проектной деятельности в средней школе. Понятие «проектная задача» появилось сравнительно недавно. Это понятие ввел А.Б. Воронцов. В своих работах автор указывает, что для младших школьников проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям, переносить способы работы из основной школы в начальную неэффективно. Прообразом проектной деятельности основной школы у младших школьников могут стать проектные задачи.
Проектная задача: стенгазета «Помоги птицам зимой» совмещает задания по лит. чтению, изо, технологии.
Практическая задача: «Мой любимый детский журнал» задания по лит. чтениюНа уроках лит.чтения есть тема «Из детских журналов». В течении 4 уроков говорилось о детских журналах ( Что есть на обложке. Какие разделы имеются. Кой нравится тебе и почему?Проектная задача, по мнению А.Б. Воронцова, ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.
Внеурочная деятельность2013г. Исследовательский проект «Тайна узамбарской фиалки»Результат: участие в открытой городской научно – практической конференции «Умное поколение» г. ЗеленогорскЕсли урочная деятельность носит в основном групповой характер, то внеурочная – это индивидуальная работа или работа в малых группах (двойки – тройки)
«Какие условия, влияют на качество выращивания растения узамбарская фиалка»Результат: I место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований». В 2014 г. На базе своего класса организовала исследовательский клуб «Почемучки». Занятия клуба посещали ребята, которые хотели заниматься проектной деятельность. Они узнавали как вести групповую работу, учились добывать информацию из интернета, проводить научное наблюдение, опыт и эксперимент. Совместно ставили цели, задачи и выдвигали гипотезы, затем анализировали сказанное при помощи проблемных вопросов. И вот вы видите результат деятельности клуба «Почемучка»
2014г. «Какие подвижные игры помогут организовать школьные перемены?»Результат: II место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований».Надо сказать, что работа в данной технологии предполагает тесную связь с родителями детей. Учитель работает на осознание выполняемой учащимся деятельности (консультирует, мотивирует, сопровождает, помогает обозначить проблему каждого этапа исследования), то родитель это мотиватор, товарищ, контролёр.
Исследовательский проект «Как помочь птицам зимой?»Результат: Iместо в школьном этапе «Первые ступеньки в науку» краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований».Если вы заметили, то на фотографиях участников проектов, исследований гораздо больше, чем на защите. Дело в том, что не все желающие заниматься проектно-исследовательской деятельностью доходили до финала проекта. Всем нравилось делать опыты, проводить эксперименты, играть, а вот как дело доходило до заданий требующих волевых усилий (заучивание текста проекта. Презентация проекта перед классом, монотонное каждодневное исследование в течении недели повадок птиц(надо было мёрзнуть на морозе) на этом этапе группы редели и из 6 – 8 человек оставалось 2 – 3.
Исследовательский проект«Что я знаю о снеге?»Результат: II место в школьном этапе «Первые ступеньки в науку» краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований».И я считаю, что это нормально. Я дала им возможность попробовать свои силы. Кто-то дорос до нужного уровня самостоятельности, кто-то понял чего не хватает и над чем надо работать.
2015г. Исследовательский проект «Что общего у разных растений?»Результат: II место в муниципальном этапе краевого конкурса творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований».В этом году я набрала первый класс. Класс по уровню развития слабее предыдущего набора. Я приглядывалась к детям и поэтому у нас был только 1 проект.
2016г. Текущие проектыКак изменился образ Бабы -Яги в современной детской литературе?Какие секреты есть у зубной пасты?Что лучше клубни или глазки?Какие условия влияют на рост и развитие репчатого лука.Почему не всё мыло полезно?Почему нужно мыть руки?Когда появились и что обозначают наши фамилии.А вот проекты этого года. Думаю, что работа в проектно-исследовательской деятельности - может быть одним из ярких воспоминаний начальной школы. Ребёнок может быть не совсем успешен по предметам, проектно-исследовательская деятельность предоставляет ему возможность почувствовать себя успешным. Он говорит: Я- смог, Я – сделал, Я – молодец! Мама будет мной гордиться!
IV. Рефлексивный этапЭтапы реализации ученической проектной деятельности: Выявление способных детей, диагностика и коррекция их умений и навыков.Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных гипотез.Оформление выполненных исследований.Итог проектной работы – это ежегодное участие в работе клуба юных исследователей «Уникум»Проанализировав свою работу по данной теме, хочу поделиться некоторыми итогами, выводами. Тем, что из всей информации я отобрала для себя, то что я применяю в своей деятельности. Сделаю это кратко и лаконично.
Методы применяемые в проектно-исследовательской деятельности{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}метод погруженияметод проектовопытная работа,обобщение результатовпоисковый эксперимент,методы сбора и обработки данных исследовательский и проблемный методыанализ справочных и литературных источниковМетодические приёмы создания проблемных ситуаций{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}подвожу учащихся к противоречию и предлагаю им самим найти решениесталкиваю противоречия в практической деятельностиизлагаю различные точки зрениярассматриваем явление с различных позицийпредлагаю сделать сравнения, обобщения, выводыставлю конкретные вопросыставлю проблемные задачи
Благотворными плюсами проектно- исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:планировать свою работу; предвидеть результаты; использовать различные источники информации; самостоятельно отбирать и накапливать материал; анализировать, сопоставлять факты; аргументировать мнение; самостоятельно принимать решение; устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом); адекватно оценивать себя и друг друга
Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований. Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы и в ходе массовых мероприятий мы воспитываем у детей интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин, создаём для детей условия, способствующие развитию у младших школьников навыков исследовательской работы. Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью как инструментом развития мета предметности учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. А пока ещё маленькая, но уже личность человека, стоящего за всем этимИтак, исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни. Проанализировав свою работу, я поняла, что устойчивого положительного результата можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребёнка».
Формулу успеха знают многие, дело за малым - познать сам успех. В.М. Лизинский«… факт сам по себе ничто, и важна только идеальная сторона факта, мысль из него вытекающая и им подкрепляемая. Передаётся мысль, вытекающая из опыта, но не сам опыт.»К.Д. УшинскийВладимир Михайлович