Презентация к уроку МХК Архитектура и скульптура 2й половины XIX века в России


Архитектура России второй половины XIX века Корина Илона Викторовна Исторические события В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясенияПоражение в Крымской войне 1853-1856 ггСмерть Николая IОтмена крепостного права и другие реформы Александра II=> потребность в переменах Архитектура Еще в первой половине девятнадцатого века Москва была во многом патриархальным, купеческо-мещанским городом, не испорченным зарождающимся индустриальным капитализмом. Все изменилось с середины 19 века с бурным развитием промышленности и торговли Корина Илона Викторовна Москва конца 1860х годов Меняется и облик Петербурга Архитектура Основное направление в архитектуре – Эклектизм Характерно: копирование элементов и форм архитектурных стилей прошлого (древнерусского, византийского, барокко, романского, готики и т.д.)Эклектика породила неоренессанс, необарокко, неоготику, неорококо, неорусский стиль Корина Илона Викторовна Неорусский стиль Важные идеи того времени – ИСТОРИЗМ и ПАТРИОТИЗМВ архитектуре:Черты древнерусского зодчестваОрнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие резьбу по дереву доходный дом Н. Н. Никонова, 1894, Пб искусная стилизация, последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями Новые типы зданий Доходные домаБанкиКонторские постройкиПассажи (универсальные магазины) Корина Илона Викторовна Доходные дома Пик строительства – вторая половина XIX векаНередко занимали целые кварталы Существовали дома и квартиры для жильцов практически всех классов и уровней достатка Доходные дома Корпус доходного дома занимал всю доступную на участке землю, сада нет (экономия)украшался обычно только уличный фасад здания, куда выходили окна дорогих квартир Доходный дом Н. Б. Юсупова 1886 г. - арх. Х. И. Грейфан Корина Илона Викторовна Доходные дома в Москве В 1875 г. Троице-Сергиева лавра воздвигнула первый пятиэтажный доходный дом с башенкой, долгое время остававшийся самым большим гражданским зданием Москвы К началу XX столетия в Москве 5-8 этажных доходных домов насчитывалось около 800 1874-1876, арх. П.П.Скоморошенко Ул.Ильинка, 5 Пассажи (торговые дома) Пассаж на Невском пр. 1846-1848 гг. - арх. Р. А.Желязевич Банки Русский для внешней торговли банк, Пб 1871-1888 гг. архитектор Шретер В.А. Конторские постройки Дом Общества для заклада движимых имуществ - Здание ломбарда . 1853 г. , арх. Желязевич Р. А Особняки Особняк А. В. Каншина, 1868 г., арх. Винтергальтер Г. И.   Главный фасад храма Христа Спасителя. 1832 год. Архитектор К. Тон.  Современный вид Интерьер. Рисунок К. Тона, март 1861 года Разрез по линии Храм Христа Спасителя Памятник войне 1812 г Арх. Константин Андреевич Тон, (1839-1880)автор попытался суммировать национальные строительные традиции России – византийские, московские, владимирскиеВ то же время - строгость и симметрия, рожденная "ученым" академическим классицизмом Параметры Высота – 103мПлощадь – 6805 м2Ǿ центрального купола – 25,5мВместимость – 10 тыс.человек4 колокольни – 14 колоколов Корина Илона Викторовна Храм Христа Спасителя В плане храм представляет равноконечный крестПять куполов луковичной формы Четырехстолпный килевидные закомары, как у московских храмов XV - XVI ввопоясывающая основной объем храма крытая двухъярусная галерея на уровне окон аркатурный пояс Корина Илона Викторовна Интерьеры Скульптурный и живописный декор Корина Илона Викторовна Храм Воскресения на Крови 1883-1907 на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II по проекту Альфреда Парланда использованы композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII векамозаичное убранство украшает храм снаружи и внутри Корина Илона Викторовна Декор фигурные наличники кокошники пояски изразцы цветная глазурованная черепица Пять куполов храма покрыты ювелирной эмалью площадью 1 000 кв. м. колокольню украшают мозаичные гербы городов и губерний Российской империи Корина Илона Викторовна Интерьер Храма иконостас, стены и пол облицованы поделочными и полудрагоценными камнямиЧетыре колонны из алтайской яшмы Мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды Живописные композиции Виктора Васнецова, Николая Бруни и др Место ранения Александра II Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом Исторический музей проект архитектора В. О. Шервуда и инженера А. А. Семёнова 1875— 1881 заимствовал отдельные детали из рукописей, из архитектуры Останкинской церкви, из Коломенского дворца краснокирпичный «древнерусский» декоршатровые башни Здание Политехнического музея 1877г. архитектор А.И. Монигетти Верхние торговые ряды (ГУМ) Арх. Н.А.Померанцев, инж. В.Г.Шухов 1889-1893Прогрессивное для своего времени сооружение сочетает конструкцию из железа и стекла (перекрытия-дебаркадеры) с отвечающим духу эпохи неорусским стилем Корина Илона Викторовна Верхние торговые ряды две башни, повторяющие завершение здания Исторического музеяЗанимающие целый квартал ряды состоят из 3 протяжённых пассажей (размещалось более 1000 магазинов), связанных между собой поперечными проходами проходам соответствуют 3 углублённых подъезда Внешний и внутренний декор воспроизводит детали архитектуры XVII в. Универсальный магазин «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ) архитектор Клейн Роман Иванович1908г – открытиев стиле европейской готики с элементами модернаприменение металлических конструкций и стальной каркас здания по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова => обилие света и внутренний простор. Корина Илона Викторовна Архитекторы во вт. половине 19 века искали источник вдохновения в национальных исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее, и на этой основе пытаясь создать оригинальный стиль.На деле – стилизация, подражание => эклектизм Скульптура России второй половины XIX века Корина Илона Викторовна Скульптура Переживает кризисХарактерно:СюжетностьИсторическая и бытовая правдоподобностьБольшое количество деталей, подробностейСтанковая жанровая скульптура, обратившаяся к крестьянской теме Нестор-летописец. М.Антокольский Петр I М.Антокольский Марк Антокольский «Иван Грозный», 1875 «мучитель и мученик» Иван Грозный в момент тревожных раздумиймонашеское одеяние. Царская шуба, скинутая с плеч, свисает с креслахудая сгорбленная фигура пронизана нервным напряжениемпротиворечивость Грозного: исторический долг и совесть, жестокость и раскаяние, внутренний суд человека и суд истории Скульптор Беклемишев «Деревенская любовь» Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде Скульптор М.О.Микешин,1862Высота - 15,7 м, диаметр постамента — 9 м имеет форму колокола (или «шапки Мономаха») 129 фигур Скульптурные изображения делятся на три уровня Венчает монумент фигура стоящей на коленях перед ангелом женщины, олицетворяющей Россию Средняя часть - шесть скульптурных групп, символизирующих различные периоды истории Русского государства:призвание варягов на Русь (862г)крещение Русиначало изгнания татаробразование единой Русиначало династии Романовыхобразование Российской империи (1721 год). В нижней части монумента расположен фриз, на котором помещены горельефы 109 исторических деятелей. Фриз делится на четыре раздела: «Военные люди и герои» «Просветители» «Государственные люди» «Писатели и художники» Корина Илона Викторовна Трудно оценить по достоинству из-за обилия фигур и подробностей Корина Илона Викторовна Памятник Пушкину, 1880скульптор А.М.Опекушин в бронзе Высота памятника вместе с фигурой составила около 11 мпьедестал –изящные ступени, чуть идущий вверх цоколь, 18 низких гранитных тумб вокруг основания памятника с бронзовым венком на каждой, а между ними – гирлянды литых лавровых листьев Корина Илона Викторовна Пушкин одет в длинный сюртук, поверх которого наброшен широкий плащНепринужденная поза Момент вдохновенияСкромно, но возвышенно Корина Илона Викторовна