“Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС”
МКДОУ Павловский детский сад № 8Презентация к педагогическому советуПодготовила: Слепых Людмила Анатольевна
“Особенности современных форм и методов работы в ДОУ по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС”
Цель : систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.
Актуальность проблемы речевого развитияГоворить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Через общение человек реализует себя как личность.Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование в целом личности ребенка. Развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно целом, так и всех психических процессов. Поэтому является одной из актуальных.
В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо:Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.Помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них.Знакомить детей с синонимами, антонимами ,омонимами.Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения. Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей: Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; Организовывать диалоги между детьми и со взрослыми. Уделять внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. Стимулировать детей комментировать свою речь; Упражнять в умении планировать свою деятельность. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Поощрять детское словотворчество
Современные образовательные технологии Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр.
Каким содержанием будет наполнена работа по развитию речи решают сами педагоги. Решаем, по-разному, используем и различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Но всё же вспомним и конкретизируем структуру основных методов. Наглядные методы непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, наблюдения за животными и людьми, экскурсии и т.п) опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание предметов, игрушек, картин, слайдов, фотоизображений и рассказывание по результатам наблюдения за ними)Словесные методы – это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические методы – это дидактические игры, дидактические упражнения, игры-драматизации, пластические этюды, эмпатийные ситуации, сюжетно-ролевые игры, детское словотворчество и т.п.
Метод моделирования К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями Глухов В. П. – блоками-квадратами,Большева Т. В. – коллажем,Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника помогает развивать:ассоциативное мышлениезрительную и слуховую памятьзрительное и слуховое вниманиевоображениеМнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.Мнемотехника помогает: обогащать словарный запас.обучать составлению рассказов.пересказывать художественную литературу. отгадывать и загадывать загадки
Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей
Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Составление рассказа по следам продемонстированного действия. Пересказ текста с использованием магнитной доски. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Составление рассказа по одной сюжетной картине
СинквейнОдним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.Правила составления синквейна.первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Компьютерные игровые комплексыКомпьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и под групповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран)Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
СказкотерапияДля развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.
Задания для педагоговНазовите формы речи (диалогическая и монологическая) Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя )
Правила для талантливых педагогов Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Предметно-развивающая среда по реализации речевого развития Дидактические игры, атрибуты для театрализованной деятельности по развитию речи, сюжетно-ролевые игры и др. Стенды для родителей «Особенности развития речи дошкольника»«Говорящая раздевалка» (стенды-смешарики) Модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.Работа в календаре природы по развитию связной речи детей. Логопедический уголок (зеркала, картинки и схемы, клавиатура с буквами, цифрами, геометрическими фигурами, телефон)Игрушки «Слыш и Буковка», «Любознайка», «Жираф Степка», «Домовенок Кузя» и др. для ООДМебель «Кораблик», «Поровозик» (зарядка в стихах, богащение словаря)«Полянка добрых дел, личных достижений каждого ребенка» Заседание Клуба «Говорим- рассказываем, рассуждаем»