Разработка и оформление дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ


Разработка и оформлениедополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программПедагогическая мастерскаяЯнварь, 2017 Классификация программПримерная (типовая)Модифицированная (адаптированная)ЭкспериментальнаяАвторскаяКомплекснаяИнтегрированнаяМодульнаяСквозная Порядок разработки и утвержденияРазработка педагогическим работником (коллективом авторов)Составление экспертного листка (Приложение № 1 к методическим рекомендациям(приказ № 535 от 19.03.2015))Обсуждение на Методическом или Педагогическом совете – решение, оформленное протоколомУтверждение приказом директора Оформление текстаШрифт: Times New Roman, 14 кегльВыравнивание текста: по ширине страницы Поля: по 2 см со всех сторонМеждустрочный интервал: одинарныйАбзац: 1,25Ссылки на литературу в тексте: Кузнецов (1999); цитаты: (Норт, 1997,с.17) Оформление таблицОформление таблиц: каждая таблица пронумерована, имеет заголовок, 12 кегльТаблица 1Учебно-тематический план 1 года обучения{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№ п/пРаздел, темаВсегочасовКоличество часовТеорияПрактика Оформление списков литературыШрифт: Times New Roman, 14 кегль, полужирныйВыравнивание: по левому краю страницыБез нумерацииПо алфавитуПорядок: 1) Официальные документы 2) Русскоязычные источники 3) Иностранные источники 4) Электронные ресурсы Структура программыТитульный листПояснительная запискаУчебно-тематический планСодержание программыМетодическое обеспечение программыСписок литературыПриложения Титульный листКомитет по образованию города БарнаулаМуниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества»Ленинского района г. Барнаула (МБУДО «ЦРТДиЮ»)   РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на Педагогическом совете, приказом директора протокол от «___»______2016 № ___ МБУДО «ЦРТДиЮ» __________О.А. Черникова от «___»______2016 № ___ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «Играя, учись!»школы раннего развития «Родничок» Возраст обучающихся - 5-7 летСрок реализации - 2 года    Автор-составитель: Сотникова Ольга Юрьевна, педагог дополнительного образования   Барнаул2016 Пояснительная запискаКраткая характеристика предметаНаправленность программыЦель и задачиНовизнаАктуальностьПедагогическая целесообразностьОтличительные особенностиКатегория детей (степень подготовки, наличие способностей, физическое здоровье)Условия приема, система формирования группФормы и режим занятийОжидаемые результаты (должны соответствовать цели и задачам)Формы промежуточной, итоговой аттестации, условия перевода на следующий год Краткая характеристика предметаВ программе художественной направленности «Танец линий» использован и структурирован личный опыт преподавания пластики педагога по современному танцу и педагога по актерскому мастерству за несколько лет работы. Это новый синтезированный курс, в истоках которого лежат бесценные творческие работы К. Станиславского, В. Мейерхольда, М. Чехова, достижения мировой театральной культуры. В тоже время программа составлена с учетом тенденции театрального и хореографического искусств нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики. Уже несколько лет программа «Танец линий» успешно реализуется в студии «Театр Пластики» Направленности программТехническаяЕстественнонаучнаяФизкультурно-спортивнаяХудожественнаяТуристско-краеведческаяСоциально-педагогическая Цели и задачиОбщеразвивающими считаются программы, которые формируют компетенции осуществлять универсальные действия:Личностные (самоопределение, формирование нравственно-этической позиции)Регулятивные (целеполагание, планирование, оценка саморегуляция)Познавательные (общеучебные, решение проблем освоения учебного предмета)Коммуникативные (сотрудничество, разрешение конфликтов, оценка действий партнера, коммуникация) ЦелиДля написания формулировки цели педагог может использовать существительные и глаголы: создание, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, формирование и др.Формирование духовно богатой, высоконравственной личности, владеющей русской народной творческой манерой исполнения Формирование личности с активной гражданской позицией, социализация, воспитание общей культуры отношений в детском коллективе посредством выявления и развития лидерских качеств личности обучающихся 4. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара ЗадачиФормулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках одной грамматической формы{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ГлаголыСуществительныеСпособствовать, развивать, приобщать, воспитывать, сформировать, обучить, обеспечить, поддержать, расширить, познакомить, предоставить возможностьПомощь, развитие, приобщение, воспитание, формирование, обучение, обеспечение, поддержка, расширение, знакомство, предоставление возможности НовизнаНовизна дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта обучающегося, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой направленной на освоение предметного содержания. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке обучающегося «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами. АктуальностьАктуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Центра творчества. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных организаций на современном этапе развития общества. Развитие творческих, коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной творческой деятельности также является отличительной чертой данной программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в весьма уязвимом подростковом возрасте, что повышает и самооценку обучающегося, и его оценку в глазах окружающих. Категория детей. Условия приема, система формирования группПрограмма адресована подросткам 14-17 лет. Обучающиеся проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам обучающиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного или углубленного уровня освоения программы. Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Условия набора обучающихся в объединение: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения – 15 человек; второй год обучения – 12 человек; третий год обучения – 10 человек. Уменьшение числа обучающихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала. Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 7-10 лет, 11-14 лет, 15-18 лет. Условия набора обучающихся в коллектив: на основании прослушивания. Формы организации деятельности на занятияхГрупповаяИндивидуальнаяИндивидуально-групповаяАнсамблеваяФронтальнаяРабота по подгруппам/звеньям Методы обучения{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}СловесныеНаглядныеПрактическиеустное изложение, беседа, объяснение, анализ структуры музыкального произведения Показ видеоматериалов, иллюстраций, показ педагогом приёмов исполненияТренинг, вокальные упражнения, анализ текста, тренировочные упражнения, работа по образцу, лабораторные работы Методы по уровню деятельности обучающихсяОбъяснительно-иллюстративные методы (при их использовании обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию)Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)Частично-поисковые методы обучения (участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)Исследовательские методы обучения (овладение обучающихся методам научного познания, самостоятельной творческой работы) Ожидаемые результатыКонкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся Должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания: если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «обучающийся научится выразительно читать» Ожидаемые результаты{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}К концу первого (второго, третьего...) года обучения обучающийся: К концу первого (второго, третьего...) года обучения у обучающегося:будет знать будет уметь будет иметь представление будет стремиться будет обучен овладеет понятиями получит навыки расширит представления научится делать будет сформирована устойчивая потребность будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества будет развита устойчивая потребность к самообразованию будет сформирована активная жизненная позиция будут развиты творческие способности будет воспитано уважение к нормам Формы промежуточной/итоговой аттестацииБеседа, опрос, наблюдениеПрослушивание на репетицияхПраздничные мероприятияВыставки, фестивалиКонцертыЭкзамены, зачетыКонкурс соревнованияДневники, портфолио достижений обучающихсяКарты оценки результатов Учебно-тематический планПрактические занятия преобладают над теоретическимиКоличество часов ведется из расчета на 1 обучающегосяВключены: - вводное занятие, - концертная, выставочная деятельность, спортивные соревнования, конкурсы, воспитательные мероприятия, аттестация обучающихся. Учебно-тематический план{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}№ п/пРаздел, темаВсегочасовКоличество часовТеорияПрактика2.Партерный экзерсис8262.1.Упражнения для развития стопы20,51,52.2.Упражнения для укрепления мышц живота20,51,52.3.Упражнения для укрепления мышц спины20,51,52.4.Растяжка. Упражнения, способствующие растяжке конечностей20,51,5… Содержание программыНазвание разделаНазвание темыТеория: основные изучаемые вопросы (без методики)Практика: практическая деятельность, упражнения, творческие задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обученииФормы подведения итогов по теме, разделуВозможные виды самостоятельной работы обучающихся Содержание программы Тема 5.1. Холодный батик Теория. Технология холодного батика. Характерные особенности. Техника безопасности работы с резервирующим составом. Роспись декоративного панно на тему «Геометрический орнамент». Ахроматические и хроматические цвета. Ознакомление с различными геометрическими и растительными орнаментами и их характерными признаками. Практика. Выполнить роспись в техники холодного батика на тему: «Геометрический орнамент» с учетом линейности и замкнутости контура цветовых участков Методическое обеспечениеФормы занятий по разделам, темамПриемы и методы организации образовательного процессаФормы проведения промежуточной, итоговой аттестацииДидактический материал с указанием тематикиМатериально-техническое обеспечение (условия реализации программы) Технологии, используемые в образовательном процессеТехнологии культурной политикиТехнологии регионального развитияАнтропологические технологииТехнологии научного познанияВизуальные технологииЭстетические практики Сетевые технологииТехнология индивидуализации обученияТехнология развивающего обученияТехнология проблемного обученияТехнология исследовательской деятельностиТехнология проектной деятельностиТехнология игровой деятельностиКоммуникативная технология обученияТехнология коллективной творческой деятельности и др. Методическое сопровождениеУчебной работы:Методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала Методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся Авторские методики проведения занятия по конкретной теме Методы обновления содержания образовательного процесса Воспитательной работы:Методика формирования коллективаМетодика выявления неформального лидера в коллективе Методика организации воспитательной работы; Работы педагога по организации учебного процесса: Методика комплектования учебной группы Методика анализа результатов деятельности Методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы) Сценарный план проведения дней открытых дверей, отчетных концертных программ Формы организации учебного занятияАкцияАукционБенефисБеседаВстреча с интересными людьмиВыставкаГалереяГостинаяДиспутЗащита проектов ИграКонцертКонкурсКонференцияКруглый столМастер-класс «Мозговой штурм»НаблюдениеОлимпиада Открытое занятие Посиделки ПоходПраздник Практическое занятиеПредставлениеПрезентацияСеминарСоревнованиеСпектакльТворческая мастерскаяТренингТурнирФестивальЧемпионатШоуЭкскурсияЭкспедицияЭкспериментЭстафета Ярмарка Дидактические материалыСхематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.) Картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.)Звуковой (аудиозаписи, радиопередачи)Смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.) Дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.)Обучающие прикладные программы в электронном виде (CD, DVD, флешки) Учебники, учебные пособия, журналы, книги Тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр Формы аттестации обучающихсяПеречисляются согласно разделам учебно-тематического планаЗачет Творческая работаВыставкаКонкурсФестивальКонцертная программаСпектакль Список литературыСписок литературы, использованной педагогом при написании программыСписок литературы, рекомендованной обучающимся и их родителямСреди источников – преимущественно издания, опубликованные за последние 5 лет Список литературы, использованной педагогомНормативные документы Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Книги Фамилия И.О. Название издания / И.О. Фамилия. – Место издания: Издательство, год. – количество страниц. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004. – 239 с. Статьи из сборников Фамилия И.О. название статьи (раздела) // Название сборника. – Место, год. – номера страниц. Бартенева М.И. К вопросу планировки и застройки Петербурга // Проблемы русской и зарубежной архитектуры. – Л., 1988. – с.3-14.Статьи из журналов Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. – год. – № жур- нала. – номера страниц. Горский В.А. Технология разработки авторской программы дополнительного образования обучающихся // Дополнительное образование. – 2001, № 1. – с.30-31. Электронные ресурсы Ссылка на сайт в целом: Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова: [Электронный ресурс]. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 18.02.2012). Ссылка на web-страницу: Информация для поступающих: [Электронный ресурс] // Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. М., 1997-2012. URL: http://www.msu.ru/entrance/. (Дата обращения: 18.02.2012). Приложения к программеИллюстративный материал по тематике занятийСловарь специальных терминов с пояснениямиКонтрольные вопросы и заданияКонспекты, описание занятийГотовые изделия, образцыУсловия набора обучающихся в коллективУсловия прослушиванияМатериалы тестированияПамятки для родителейМетодические разработки для организации индивидуальной работы с обучающимисяСценарии творческих мероприятийДиагностические материалыВидео- и аудиозаписи, фотоматериалыЭлектронные ресурсы и др. Спасибо за внимание!