Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатов(из опыта работы по реализации ФГОС на уроках истории и обществознания в 5-9 классах)


Использование технологии проблемного обучения для достижения планируемых результатовВыполнила: Казаченко И.А. учитель обществознания и истории гимназии г.Сызрани 2016 Проблемное обучение – это не новый подход к достижению результатов обучения. Но учитель и дети поставлены в новые условия. В чем эта новизна? Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Введение метапредметного подхода в обучение – это осторожная попытка развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам 21 века. необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления. обостренное внимание педагогов-исследователей к разработке вопросов проблемного обучения. «Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей». Г.К.Селевко Проблемная ситуация - это интеллектуально-психологическое затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Методические способы создания проблемных ситуаций :Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.Второй способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер. Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения.Четвертый способ - побуждение учащихся к сравнению сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация. Пятый способ - побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов.Шестой способ - организация межпредметных связей. Седьмой способ - варьированные задачи, переформулировка вопроса 1) актуализация прежних знаний учащихся;2) усвоение новых знаний и способов действия;3) обсуждение и решение задач, формирование умений и навыков;4)обратная связь;5) рефрексия.Структурные элементы проблемного урока: Возможности, способные превратить обычный урок в урок проблемного обучения1 возможность. Тема урока, даже если в ней изучается событие тысячелетней давности, должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. 2 возможность. Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению.3 возможность. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения. 4 возможность. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек. 5 возможность. Сознательный выбор эффекта бумеранга. Типы решения проблемных задач1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события.2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. 3) Задачи на анализ факта, события. 4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности 5) Задачи на создание ситуации обобщения своего жизненного опыта6) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Литература.1.Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.:Вита-пресс,2005.2.Примерные программы по учебным предметам. История 5-9 классы.-М.:Просвещение,2011.3.Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. - Учебное пособие для педагогических Вузов .- М.: «Народное образование»,1998. Благодарю за внимание