Компьютер как творческий инструмент в процессе социализации современного подростка
Информатизация школы – крупномасштабная инновация последнего десятилетия Реакция школы на появление в ней вычислительной техники? Анализ показывает, что существенных изменений в образовательно-воспитательном процессе в общей массе школ не произошло:не изменилась мотивация учения и технология самостоятельной учебной деятельности;не изменилась мотивация деятельности педагога;не изменилась технология проектирования учебного процесса;не изменилась технология управления учебным процессом;не изменилась технология и содержание взаимодействия с районными и центральными органами власти и т.д.Опыт успешного функционирования отдельных частных, специализированных экспериментальных школ показывает, что возможности, заложенные в компьютере, могут быть в значительной степени реализованы в учебном процессе и существенно влиять на его качество. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В практической педагогике сложились приоритетные направления применения компьютера:изучение основ информатики и вычислительной техники;применение информационных технологий в образовательном процессе;управление образовательными учреждениями и региональными образовательными системами на основе использования информационных технологий. Закон РФ «Об образовании»в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых: формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности. Достижению этих целей в немалой степени может способствовать применение новых образовательных технологий.Они обеспечивают: развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса;радикальное изменение учебного процесса, переориентирование его в сторону развития системного мышления;эффективную организацию познавательной деятельности учащихся. Такой подход превращает компьютер в инструмент познания, оставляя совершенно определенную роль школьному курсу информатики.Вопрос о месте компьютера в школе был поставлен в самом начале всеобщей компьютеризации образования, рассмотрен в различных концепциях, но так и не получил должного разрешения на уровне обычной школы. Переход от изучения компьютера к использованию его возможностей в образовательных целях дается с трудом и происходит чрезвычайно медленно. Компьютер в образовательном процессе: Электронный учебник Средство дистанционного обучения Инструмент для тестирования Электронный учебник Программы для использования в школе, в учебном процессе Программы для индивидуальной работы Чаще всего хороший электронный учебник – это интерактивный1 мультимедийный2 программный продукт. Программные продукты издательства «Кирилл и Мефодий» Обучающие программы и электронные учебники Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения учеником специальным образом упорядоченных заданий, выполняя которые, ученик совершает "открытие" нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, автообновляемым, предполагающим обратную связь с педагогом, рефлексию. Одна из главных возможность применения Интернет в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика. Дистанционное обучение Для учителя – позволяет пойти курсы повышения квалификации по заинтересовавшей его теме на базе выбранного им образовательного учреждения (города, области, Украины, мира) без отрыва от производства с получением индивидуальных консультаций «не выходя из дома», а так же самообразование с использованием ресурсов Интернет (образовательные порталы, методические и дидактические копилки…) Для обучающегося – позволяет пойти курсы по заинтересовавшей его теме на базе выбранного им образовательного учреждения (города, область, России, мира) без выезда в место расположения образовательного учреждения с получением индивидуальных консультаций «не выходя из дома», а так же самообразование с использованием ресурсов Интернет (образовательные порталы, электронные On-Line учебники, Интернет-библиотеки…) Тестирование Локальное On-Line Локальное тестирование может применяться как промежуточный контроль при изучении отдельно взятой темы, так и для итогового контроля при изучении раздели или курса по предмету. Тесты могут быть составлены учителем и применяться по его усмотрению. Существуют уже готовые тесты Тестирование с применением ресурсов Интернет. Тесты составляются и апробируются по всем правилам тестовых технологий. Проверка происходит в режиме реального времени (On-Line) и результаты сразу могут передаваться в центр сбора данных. Преимущества компьютерного тестирования – оперативность выставления оценки и ее объективность. Основное содержание диска - готовые к печати бланки тестов профориентации и других тестов интеллекта, структуры личности, темперамента. Прежде чем начинать тестирование, в обязательном порядке нужно изучить правила (которые лежат тут же, на диске, стоит лишь зайти в справочный раздел). И не только научат писать без ошибок, но и практически заставят выучить правила, а ведь это очень может пригодиться на устном экзамене, например, по русскому языку. Локальное тестирование Тестирование On-Line Наибольший интерес учителей к тестированию On-Line вызвано введением ЕГЭ. В связи с этим в Интернете существуют специальные сайты, посвященные ЕГЭ, на которых уже сейчас можно найти нормативно-правовую базу, задания прошлых лет и пройти репетиционное ЕГЭ в режиме реального времени. Такие ресурсы Интернет помогут обучающемуся самостоятельно и адекватно оценить свои силы, определить наличие пробелов в знаниях и вовремя обратиться за помощью (консультацией) к учителю или справочной литературе.