Педагогический совет Современный урок как основа качественного образования


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Современный урок как основа эффективного и качественного образования. « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский Ключевая роль на уроке принадлежит учителю, так как на уроке дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.Урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.
Что же такое качество образования? Качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС. Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования. В ходе современного урока ученики должны:самостоятельно и критически мыслить;видеть и формировать проблему;грамотно работать с информацией;быть коммуникабельными, уметь работать в коллективе;овладевать навыками ИКТ-технологий. Требования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся Сообщение целей и задачУчитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнанияПланированиеУчитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной целиПрактическая деятельность учащихсяПод руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)Осуществление контроляУчитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)Осуществление коррекцииУчитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценивание учащихсяУчитель осуществляет оценивание учащихся за работу на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)Итог урокаУчитель выясняет у учащихся, что они запомнилиПроводится рефлексияДомашнее заданиеУчитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностейФГОС В настоящее время, к сожалению, большая часть педагогов не стремится к изменению стиля преподавания: «нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и нет в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть не всегда удовлетворяет современным требованиям, но зато на уроке – все знакомо, привычно, понятно – традиционно.»Так может и не стоит ничего менять?
style.rotation Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а дурак не учится ни на чьих.Народная мудрость Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Время «готовых» уроков постепенно отходит. Как подготовить современный урок?1. Сформулировать тему урока.2.Сформулировать тему урока3. Спланировать учебный материал.4. Продумать изюминку урока.5. Сгруппировать отобранный учебный материал.6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся.7.Подготовить оборудование для урока.8. Продумать задание на дом.9. Написать конспект урока. Требования, предъявляемые к современному урокуурок должен являться логической единицей темы, иметь свою строгую, единую внутреннюю логику, определяемую дидактическими целями и содержанием.строится на основе учёта программных требований и требований учебных стандартов; диагностики потребностей и возможностей учащихся; самооценки возможностей преподавателядолжен иметь точное дидактическое назначение(тип) и свои неповторимые особенностинацелен на конкретные результаты должен иметь рациональную структуру и темп. изложение материала на уроке должно быть вариативным по своей структуре.должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в изменённой ситуации по сравнению с изученной .большая часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач.существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому. Требования, предъявляемые к современному урокуэффективность современного урока предполагает и применение современных технологий и ИКТ должны применяться многообразные формы, методы и средства. Особое внимание уделяют тем из них, которые при прочих равных условиях, при данном мастерстве преподавателя способны обеспечить максимальную эффективность данного урокаурок должен служить не только обучению, но и воспитанию учащихся. Воспитывать компонентами, содержанием, методами и средствами обучения, организацией, уровнем и характером ученического коллектива, обликом педагога, общей атмосферой. обеспечивается корректный дифференцированный подход к учащимсяпедагог способствует становлению и развитию учебно-познавательной деятельности учащихся и эффективно ею управляет;Современный урок – одна из важнейших проблем не только педагогики, но и гигиены. Речь идёт о рациональной организации учебного занятия.для проведения урока необходима благоприятная обстановкапедагог проводит рефлексию урока и его самоанализурок проводится по плану, который является творческим документом учителя Основные компоненты современного урока1. Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.4. Коммуникативный – уровень общения педагога с группой.5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.      Из опыта работы учителей Анкета «Стиль преподавания»1.  Если класс не приведен в порядок1)      моя реакция зависит от ситуации  2) я не обращаю на это внимание3)      не могу начать урок2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте        1) в зависимости от ситуации   2) нет    3) да3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который1) предлагает простор для творчеств  2)Не вмешивается в мою работу3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана1) в зависимости от ситуации  2) предпочитаю импровизацию 3) всегда5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять1) я пытаюсь принять его точку зрения  2) перевожу разговор на другую тему3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему, в школьном коллективе важнее всего1) работать творчески  2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина8 Я считаю , что учитель может повысить голос на ученика1) нет , это недопустимо  2) затрудняюсь ответить   3) если ученик этого заслуживает9. Непредвиденные ситуации на уроках1) можно эффективно использовать  2) лучше игнорировать  3) только мешают учебному процессу10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией     1) нет  2) когда как  3) не знаюПосчитайте, сколько у вас 1,2 и 3. Если у Вас больше 1 , то это говорит о демократическом стиле  деятельности учителяДемократический: Учитель предоставляет возможность ученикам  самостоятельно принимать  решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость  и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения. Преобладание  второго варианта ответа указывает на черты попустительского  стиля  деятельности учителяПопустительский: Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания, испытывая чувство определенной  зависимости от учащихся.  Для многих из таких педагогов  характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. Преобладание 3 варианта  говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Авторитарный: Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение.  Для такого учителя характерна  неудовлетворенность работой  многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога.  Но на его  уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности. Ассоциации.{6E25E649-3F16-4E02-A733-19D2CDBF48F0}ККритичностьКреативностьКультураОМФОРТ Рефлексияперед вами ладошка.каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.большой –для меня это важно и интересно …указательный- я получил конкретные рекомендации…средний- мне было трудно ( не понравилось)…безымянный –моя оценка психологической атмосферы…мизинец- для меня было недостаточно… Заключение Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей, —Пока идешь за кем-то вслед,Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)




С благодарностью всем коллегам, идущим по нелегкой преподавательской стезе….