Презентация по биологии способы формирования метапредметных умений 
Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов                                                                           «Важнейшая задача    цивилизации - научить человека мыслить».                           Томас Эдисон                                                                            Результаты  образования ФГОС второго поколения МетапредметныеПредметныеЛичностные Метапредметные результаты «…..освоение обучающимися  межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории,владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности..». [ФГОС. П.7]  Модули развития учебных умений Содержание - чему учить? 2. Методика преподавания - как учить? З. Собственно учебная деятельность учащихся - как учиться?  Уровни развития учебных умений Первый уровень — на уроках предметных циклов второй уровень — в процессе изучения специального курса, например «Основы теории познания» третий уровень — в процессе создания обучающимися собственных исследовательских проектов.  Задание 1 (на  определение понятий)         Из  параграфа  № 5  выпишите определение одного (любого) понятия.  Задание 2 ( на различение описания и объяснения )                   Внимательно прочитайте предложения:      А) Рано утром Солнце появляется на небосводе, становится светлее; днем светло, вечером темнеет, а ночью совсем темно.                                                             Б) Смена дня и ночи на планете Земля происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси.                                                                                                        В) Смена дня и ночи на планете Земля - это периодический процесс. Любым знаком отметьте предложение, в котором дается объяснение смены дня и ночи на планете Земля.  Задание 3 (начертить таблицу) Задание №4 (на выделение объекта и предмета мысли)        Прочитайте текст.           Корни обладают неограниченной возможностью роста. Но в природе они редко реализуют такую возможность из-за различных причин: ветвления в почве корней других растений, недостаточность питательных веществ и т. д. В специально созданных условиях растение способно развивать огромную массу корней. Например, общий прирост за одни сутки всех корней одного растения ржи, выращенной в тепличных условиях, составил 4 км, ежесуточно на них образовывалось более 100 млн корневых волосков. 1) Главная мысль абзаца: (Обведите правильные ответы)За один день образуются миллионы корневых волосков. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корней ограничивают разные факторы. Корням необходимо создавать тепличные условия. 2) Озаглавьте этот текст:  Задание №5 (на обобщение) Подберите одно-два обобщающих слова.     1. Береза, пшеница, одуванчик - это .... 2.1,2,3,10,28,37,101-это .... Задание №6 ( на классификацию объектов) Объедините в группы перечисленные ниже объекты. Придумайте названия для этих групп. Почему вы объединили эти объекты именно так? Животные, ядро, растения, оболочка, грибы, вода, цитоплазма, камень. Результаты работы Комплексное задание 6 классФотосинтез идет                     На свету круглый год, И он людям дает Пищу и кислород.            Очень важный процесс - Фотосинтез, друзья,             Без него на Земле Обойтись нам нельзя.                              Фрукты, овощи, хлеб, Уголь, сено, дрова- Фотосинтез всему       Этому голова.                          Воздух чист будет, свеж,                           Как легко им дышать!                           И озоновый слой                           Будет нас защищать Задания для определения уровня сформированности метапредметных  умений        1.Определите главную мысль фрагмента стихотворения.                           2.Опираясь на текст, выделите условия протекания фотосинтеза (какие вещества потребляются из окружающей среды, в какой части организма протекает, какие внутренние резервы необходимы). Определите их достаточность.                                                                                                                3. Показана ли в тексте взаимосвязь растений и животных?                                                4. Как вы понимаете фразу «Уголь, сено, дрова - фотосинтез всему этому голова»? Можно ли утверждать, что фотосинтез - это единственный процесс, отвечающий за «производство» фруктов, сена, угля?                                                                                    5.Заполните таблицу.  Условия протекания фотосинтеза Значение фотосинтеза в жизни людей Учетная ведомость результативности выполненных заданий по формированию коммуникативных умений учащихся. Ф.И. обучающихся Озаглавливание текста Установление причинно-следственных связей Установление взаимосвязи Выделение главной мысли Подбор примеров Схематизация текста Определение дополнительной мысли Список литературы Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. - 2-е изд., перераб. и расширенное. - М. : Центр тестирования, 2005. Воронина Г.А. Биология планируемые результаты. Система знаний. – М. : Просвещение ,2013.Горленко, Н. М Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала / Н. М. Горленко // Народное образование. - 2010. - N2 6. - С.203-209.  Запятая, О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся : метод. пособие / О. В. Запятая. - Красноярск, 2007.