Презентация по биологии способы формирования метапредметных умений
Способы формирования и развития у обучающихся метапредметных умений и навыков в свете требований новых образовательных стандартов «Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить». Томас Эдисон Результаты образования ФГОС второго поколения МетапредметныеПредметныеЛичностные Метапредметные результаты «…..освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами, сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории,владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности..». [ФГОС. П.7] Модули развития учебных умений Содержание - чему учить? 2. Методика преподавания - как учить? З. Собственно учебная деятельность учащихся - как учиться? Уровни развития учебных умений Первый уровень — на уроках предметных циклов второй уровень — в процессе изучения специального курса, например «Основы теории познания» третий уровень — в процессе создания обучающимися собственных исследовательских проектов. Задание 1 (на определение понятий) Из параграфа № 5 выпишите определение одного (любого) понятия. Задание 2 ( на различение описания и объяснения ) Внимательно прочитайте предложения: А) Рано утром Солнце появляется на небосводе, становится светлее; днем светло, вечером темнеет, а ночью совсем темно. Б) Смена дня и ночи на планете Земля происходит из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси. В) Смена дня и ночи на планете Земля - это периодический процесс. Любым знаком отметьте предложение, в котором дается объяснение смены дня и ночи на планете Земля. Задание 3 (начертить таблицу) Задание №4 (на выделение объекта и предмета мысли) Прочитайте текст. Корни обладают неограниченной возможностью роста. Но в природе они редко реализуют такую возможность из-за различных причин: ветвления в почве корней других растений, недостаточность питательных веществ и т. д. В специально созданных условиях растение способно развивать огромную массу корней. Например, общий прирост за одни сутки всех корней одного растения ржи, выращенной в тепличных условиях, составил 4 км, ежесуточно на них образовывалось более 100 млн корневых волосков. 1) Главная мысль абзаца: (Обведите правильные ответы)За один день образуются миллионы корневых волосков. Корни растут в течение всей жизни растения. Рост корней ограничивают разные факторы. Корням необходимо создавать тепличные условия. 2) Озаглавьте этот текст: Задание №5 (на обобщение) Подберите одно-два обобщающих слова. 1. Береза, пшеница, одуванчик - это .... 2.1,2,3,10,28,37,101-это .... Задание №6 ( на классификацию объектов) Объедините в группы перечисленные ниже объекты. Придумайте названия для этих групп. Почему вы объединили эти объекты именно так? Животные, ядро, растения, оболочка, грибы, вода, цитоплазма, камень. Результаты работы Комплексное задание 6 классФотосинтез идет На свету круглый год, И он людям дает Пищу и кислород. Очень важный процесс - Фотосинтез, друзья, Без него на Земле Обойтись нам нельзя. Фрукты, овощи, хлеб, Уголь, сено, дрова- Фотосинтез всему Этому голова. Воздух чист будет, свеж, Как легко им дышать! И озоновый слой Будет нас защищать Задания для определения уровня сформированности метапредметных умений 1.Определите главную мысль фрагмента стихотворения. 2.Опираясь на текст, выделите условия протекания фотосинтеза (какие вещества потребляются из окружающей среды, в какой части организма протекает, какие внутренние резервы необходимы). Определите их достаточность. 3. Показана ли в тексте взаимосвязь растений и животных? 4. Как вы понимаете фразу «Уголь, сено, дрова - фотосинтез всему этому голова»? Можно ли утверждать, что фотосинтез - это единственный процесс, отвечающий за «производство» фруктов, сена, угля? 5.Заполните таблицу. Условия протекания фотосинтеза Значение фотосинтеза в жизни людей Учетная ведомость результативности выполненных заданий по формированию коммуникативных умений учащихся. Ф.И. обучающихся Озаглавливание текста Установление причинно-следственных связей Установление взаимосвязи Выделение главной мысли Подбор примеров Схематизация текста Определение дополнительной мысли Список литературы Аванесов, В. С. Форма тестовых заданий : учебное пособие для учителей школ, лицеев, преподавателей вузов и колледжей / В. С. Аванесов. - 2-е изд., перераб. и расширенное. - М. : Центр тестирования, 2005. Воронина Г.А. Биология планируемые результаты. Система знаний. – М. : Просвещение ,2013.Горленко, Н. М Формирование информационно-коммуникативных умений при освоении предметного материала / Н. М. Горленко // Народное образование. - 2010. - N2 6. - С.203-209. Запятая, О. В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся : метод. пособие / О. В. Запятая. - Красноярск, 2007.