Презентация Формирование компетентностей учащихся на уроке математики через использование групповых форм работы
Формирование компетентностей учащихся через использование групповых форм работы Из опыта работы учителя математики МБОУ г.Керчи РК «Школа №10»Куриловой Ирины Владиславовны Групповая учебная деятельность Это совокупная учебная деятельность небольших по составу групп учащихся, которые функционируют в пределах одного класса. Непосредственное общение учащихся является одновременно и условием, и результатом его осуществления. Роль учителя Руководит опосредованно через задания, которые предлагает группе и которые регулируют деятельность учащихся.Отношения между учителем и учениками имеют характер сотрудничества. Типологические группы «А» - учащиеся, которым необходима помощь, имеют невысокий уровень развития способностей и мышления, поэтому требуют значительной наглядности изучаемого материала.«Б» - учащиеся, которые могут усвоить материал в рамках программы, работа с ними требует постоянной мотивации учебной деятельности.«В» - учащиеся с высоким уровнем математических способностей, им подбираются более сложные задания, требующие умения проявить творчество, смекалку. Группы создаются в зависимости от задач урока На основе типологических групп создаются учебные гомогенные группы, в состав которых входят учащиеся из одной типологической группы, и группы гетерогенные, в состав которых входят учащиеся из рахных типологических групп. Виды групповой работы Недифференцированная работа, когда все группы получают одинаковые задания. Все учащиеся группы могут выполнить задание в одинаковом объеме. Дифференцированная работа, когда группы получают разноуровневые задания. Задание делится на меньшие по объему задания, и одно из таких заданий выполняет каждая группа. Структура урока с использование групповой работы, продолжительность которой от 10 до 35 минут Организационный этапФормулировка цели. Актуализация опорных знаний.Ознакомление учащихся с заданиями для каждой группы и временем работы.Работа в группах. Наблюдение за работой групп, оказание в случае необходимости помощи.Совместное обсуждение выполненных заданий.Итог урока. Всем группам дается одно задание Формируются: социальная компетентность (надо сделать выбор, принять решение);Коммуникативная компетентность( умение общаться бесконфликтно);Личностная компетентность( умение оценить собственные слабые и сильные стороны). Восприятие признаков возрастания и убывания функции Каждая группа выполняет задание и выдвигает свою гипотезу.Задание 1. Проанализировать свойства функции, изображенной на рисунках. Дать ответы на вопросы:1.Какой является функция в точке х0 , которая принадлежит промежутку (х1;х2)? 2. Геометрический смысл производной.3. Каким является значение производной в точке х0?4. Есть ли связь между значением производной и поведением функции? Какая именно?После работы в группах обсуждаются результаты и формулируются достаточные признаки монотонности функции и алгоритм нахождения промежутков. Разным группам разные задания В основе такого способа осуществления групповой работы лежит уровень сложности заданий. Происходит формирование личностной и коммуникативной компетентностей. В процессе решения требуется участие каждого: сообразительность одних, критика других, скорость перебора всех вариантов – у третьих, логическое мышление - у четвертых. Также можно использовать при проведении дидактических ролевых игр, что формирует социальную компетентность. Исследование функции и построение ее графика. Каждая группа работает над выполнением части общего для всего класса задания Здесь лучше создавать гетерогенные группы. Слабые учащиеся получают новую информацию и своевременно получают разъяснение. Средние – отрабатывают эффективные способы решения задач. Сильные, помогая другим, проверяют и укрепляют свои знания. Формируется личностная, самообразовательная и коммуникативная компетентность. Приобретение навыков определения промежутков монотонности функции Задание 2. Найти промежутки возрастания и убывания2.1 у=хі-27х2.2 у=1/3 хі-0,5хІ+х-52.3 у=(хІ-2,5х): (х+2)Работа завершается представлением и защитой выполненных заданий. Парная учебная деятельность Гомогенная группа «Ученик- ученик» с целью формирования умений решать задачи среднего, достаточного или высокого уровня. Формируется коммуникативная, личностная, самообразовательная компетентности. Задание для групп:Найти наибольшее и наименьшее значение функции на данном промежуткеf(х) = 2хі – 3хІ – 36х, хЄ [– 2; 1] f(х)=4х/(1+хІ), хЄ [– 2; 4] f(х)=√100-хІ, хЄ [– 6; 8] Следующее задание решается коллективно:Найти наибольшее и наименьшее значение функции на данном промежутке.f(х) = хІ+16/х, хЄ (0; +∞) Преимущества групповой учебной деятельности Помогает создавать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.Дает возможность осуществлять дифференциацию обучения, создает условия для сознательного и самостоятельного выбора учащимся уровня усвоения материала в соответствии с Государственным стандартом.Благоприятствует формированию умений сотрудничать с другими учащимися.Обеспечивает активность всех учащихся.Реализует естественное стремление учащихся к общению, сотрудничеству.Повышает результативность обучения и развития школьников.Способствует формированию ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной, личностной и самообразовательной. Минусы и трудности групповой работы Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Когда применима групповая форма работы Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в классах основной школы имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.