Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий
Тема 1. Основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий
ПЛАНОсновные понятия и определения.Цель и принципы ИТ.Устаревание ИТ.Методология использования ИТ.
1. Основные понятия и определения
Информация – это сведения о фактах, концепциях, объектах, событиях и идеях, которые в данном контексте имеют вполне определенное значение.
Данные – это информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.
Информационная система (ИС) – представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работника любой профессии информацией для реализации функции управления.
Информационные технологии (ИТ) – это совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в техническую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования трудовых ресурсов.
2. Цель и принципы ИТ
Цель информационной технологии – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:Интерактивный (диалоговый режим) работы с компьютером;Интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;Гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
3. Устаревание ИТ
При внедрении новой информационной технологии необходимо оценить риск отставания от конкурентов в результате ее неизбежного устаревания со временем, так как информационные продукты, как ни какие другие виды материальных товаров, имеют чрезвычайно высокую скорость сменяемости новыми видами или версиями.
4. Методология использования ИТ
Первое поколение ИС (1960-1970 гг.) строилась на базе центральных ЭВМ по принципу «Одно предприятие – один центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения приложений служила операционная система фирмы IBM-MVX
Второе поколение ИС (1970-1980 гг.) характеризуется частичной децентрализацией, когда мини-компьютеры типа DEC VAX, соединенные с центральной ЭВМ, стали использоваться в офисах и отделениях организации.
Третье поколение ИС (1980-1990 гг.) определяется появлением вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в единую систему.
Четвертое поколение ИС (1990 – до нашего времени) характеризуется иерархической структурой, в которой центральная обработка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распределенной обработкой информации. В качестве центральной вычислительной системы может быть использован суперкомпьютер. В большинстве случаев наиболее рациональным решением представляется модель ИС, организованная по принципу: центральный сервер системы – локальные серверы – станции-клиенты.