Формирование здоровьесберегающей среды на уроках биологии и экологии в условиях реализации ФГОС.


Формирование здоровьесберегающей среды на уроках биологии и экологии в условиях реализации ФГОС. Выполнила: учитель биологии и экологии высшей категории МОУ «СОШ п. Возрождение» Мурашкова Галина Андреевна Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто.Сократ Здоровьесберегающая среда – это совокупность социально-педагогических условий, физиологических компонентов, способствующих реализации адаптивных возможностей школьников; факторов, влияющих на сохранение и развитие их здоровья. .В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе, так как состояние их здоровья вызывает серьёзную тревогу специалистов. По данным Минздрава России только 14% практически здоровы. Более 50% имеют серьёзные функциональные отклонения, 35-40%- хронические заболевания. Ухудшение здоровья детей стала не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой в стране. Одним из самых травматических факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса. Школьные факторы риска (ШФР), оказывающие негативное влияния на развитие и здоровье ребенканерациональная организация образовательного процесса;стрессовая тактика педагогических воздействий ( неадекватные требования, грубость, угрозы, речевые атаки и т.д.);несоответствие методик и технологий обучения и воспитания;нерациональная организация образовательного процесса;конфликты;отсутствие системы психологического и педагогического сопровождения Усиливают и осложняют ШФР:комплексность, одновременность и длительность влияний;действие в период высокой чувствительности организма;низкая квалификация педагогов; недостаточная квалификация специалистов (психологи, логопеды, медицинские работники); ограничение или недоступность консультативной помощи; неэффективность взаимодействия педагогов с родителями. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности. Всё это обуславливает необходимость формирования особой щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения. Итак, проблемы обозначены. Возникает вопрос, а можно ли ещё что-либо предпринять? По-моему мнению, можно!!!Прежде всего, это создание системы успешности деятельности ребёнка в школе, в которую здоровьесбережение входит как составляющий элемент. Системная работа по сохранению и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении включает в себя:-Создание здоровьесберегающей среды, режима, нагрузки;- Педагогическую профилактику вредных привычек;- Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; Просветительскую работу (дети, педагоги, специалисты, родители)- Мониторинг состояния здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья; Один из аспектов формирования здоровьесберегающей среды на уроке – это активное использование педагогических технологий, направленных на охрану здоровья школьников. То есть применение методов и приёмов обучения и воспитания, которые наряду с традиционными технологиями включают в себя и здоровьесбережение. СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ ТЕМПЕРАТУРА И СВЕЖЕСТЬ ВОЗДУХА РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССА И ДОСКИ ИСКЛЮЧЕНИЕ МОНОТОННЫХ ЗВУКОВЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ ПРАВИЛЬНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИХ СТОЛОВ СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕКабинет биологии и экологии.
Растения кабинета биологии и экологии

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕЖивой уголок кабинета биологии и экологии
style.rotation

style.rotation СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕУголок здоровья
Организация учебной деятельностиБлагоприятный эмоциональный настройСтрогая дозировка учебной нагрузкиПостроение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособностиСоблюдение гигиенических требований Учёт динамики работоспособности на уроке1 фаза врабатывание(5-7 минут)2 фаза оптимальной работоспособности (15-20 минут) 3 фаза преодолеваемого утомления Индивидуально-дифференцированный подходРабота в индивидуальном темпеИспользование источников информацииВозможность обратиться за помощьюВысказывание и аргументирование своего мненияОтсутствие страха ошибитьсяПоложительная мотивация, сознательное отношение к учебной деятельности Методы поощрения «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». К.Д. Ушинский Вербальные«Молодец!»«У тебя отлично получается!»«Я знала, что ты сможешь это сделать!»НевербальныеУлыбкаЖестыМимика Оздоровительные моменты Упражнения для глазФизминуткиРелаксацияМинутки смехаИгры ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ГЛАЗ1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть их.Повторить 6-8 раз.2. Быстро поморгать в течение 15 секунд.Повторить 3-4 раза.3. Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальца в течение 1 минуты. Гимнастика для глаз по НорбековуМетодика и видео- http://ozrenie.ru/uluchshenie-zreniya/gimnastika-norbekova.html Гимнастика для глаз по ЖдановуУпражнение 1. Основное упражнение. Быстро моргаем глазами, словно бабочка машет крыльями. Не жмурьтесь, а расслабленно быстро-быстро моргайте, делайте легкое моргание одними веками. Такое моргание очень хорошо расслабляем мышцы глаз. Это упражнение будет встречаться в каждом пункте, будем обозначать его кратко: «моргаем».Упражнение 2. Поднимаем глаза вверх, затем вниз, вверх-вниз. Выполняем около пяти секунд. Моргаем.Упражнение 3. Смотрим глазками вправо-влево-вправо-влево. Моргаем. Упражнение 4. Выполняем диагональные движения. Поднимаем глаза влево-вверх, затем влево-вниз. Выполняем пять раз. Моргаем. Делаем обратную диагональ. Глазами смотрим вправо-вверх, вправо-вниз. Выполняем пять раз. Моргаем.Упражнение 5. Упражнение «прямоугольник». Глазками рисуем прямоугольник: боковая сторона справа, верхняя, боковая слева, нижняя. Моргаем. Рисуем прямоугольник в обратную сторону. Моргаем. Упражнение 6. Рисуем глазками циферблат часов. Мысленно представьте себе большие часы, на которых переносица – начало стрелок. Теперь по кругу оглядываем циферблат: двенадцать часов, три часа, шесть, десять, двенадцать часов. Повторяем упражнение. Моргаем. Затем выполняем упражнение против часовой стрелки: двенадцать часов, девять, шесть, три, двенадцать. Моргаем.Упражнение 7. Упражнение «змейка». Глаза отводим в сторону и мысленно глазками рисуем змейку-зигзаг: вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз. Повторяем зигзаг справа налево, потом слева направо. Моргаем. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.Упражнения для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.Физкультурные минутки при письме Пальчиковая гимнастика1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе.) 2. Ладошка – кулачок – ребро (на счет «раз, два, три»). 3. «Пальчики здороваются» (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.) 4. «Человечек» (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу). 5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).  Урок – зона психологического комфорта.Методы эмоциональной раскачки, медитативно-релаксационные упражнения.1. Упражнение «комплименты». Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.Игра-сообщение. По цепочке передается сообщение « я рад тебя видеть», « ты сегодня хорошо выглядишь». И.т.д.3. Упражнение «бабочки». Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости бабочку по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА. Чтобы ребёнок мог почувствовать свободу тела, ему предлагается закрыть глаза и вообразить себя «стебельком», который колышется на ветру. При «колыхании стебелька»-покачивании, ребёнокУпражнение «Стебелёк». Снятие мышечного напряженияосвобождает от зажима мышцы тела и лицевые мышцы. Лоб, губы и подбородок, плечи, коленные мышцы, кисти рук. Вызванная воображением свобода артикуляционных органов (губ, языка ,нижней и верхней челюсти) непроизвольно приводит к свободному происхождению воздуха по дыхательным путям. Учитель следит за тем, чтобы спина детей была ровная, нижняя челюсть свободна, рот слегка приоткрыт. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПАУЗА. Упражнение «Карандаш». Тренировка мышц шеи и спины. Все встают и поочерёдно «рисуют» по одной букве. Головой повторяя контуры буквы, тем самым, расслабляя шею и спину. Буквы диктует учитель. По окончании «рисования» каждый ребёнок произносит соответствующий букве звук и называет цвет своего карандаша. Перед произнесением звука ребёнок, не поднимая плеч, делает выдох, затем вдох носом и на следующем выдохе произносит звук и называет цвет карандаша.Дети должны вообразить, что они цветные «карандаши», представляя, что грифель находится на макушке головы. Выполнение упражнения вариативно. Комплексная релаксация с использованием зрительных образов. - Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость(Продолжительность -5 минут)Для расслабления можно использовать следующие образы:- Вы нежитесь на пушистом облачке, которое нежно обволакивает ваше тело- Вы лежите на тёплом песке- на берегу моря или океана, слышите лёгкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей. Комплексная релаксация с использованием зрительных образов. (Продолжительность -5 минут)Для расслабления можно использовать следующие образы:Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы. Игры – пантомимы. При изучении курса биологии «Животные» и курса «экология животных» в 7 классе детям предлагается изобразить животное мимикой, жестами, движениями. «Мозги в горшочке»
Что даёт здоровьесберегающая педагогика?- защиту здоровья от неблагоприятного воздействия факторов риска;- воспитывает культуру здоровья;- содействует укреплению здоровья. Правила успешности1.Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции;2. Ребёнок должен ощущать себя всегда счастливым;3. Дети должны испытывать на уроке ощущение комфорта, защищённости и безусловно, интерес к обучению. Личный пример педагога - важный факт воспитания культуры здоровья у учащихся. Спокойствие, только спокойствие!Относись с юмором к себе и другим!Всю работу делай на работе!Будь оптимистом! Помни: Здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия в семье и на работе. Сердце Ваше полнится всегда!Желаю сил, энергии, здоровья,Счастья на долгие года!Hужным пусть будет ваш труд,В реальность мечты превратятся,Hевзгоды пусть мимо пройдут,А все начинанья - свершатся!Пусть улыбкой, радостью, любовью Спасибо за внимание!http://infourok.ru/user/murashkova-galina-andreevna