Презентация по русскому языку на тему:Орфограмма в в корне слова(5 класс).


Задания для 5 класса подготовилаУчитель по русскому языку и литературеАдамян Елизавета олеговна.г. Москва, Южный округГБОУ Школа № 935.«Орфограмма в корне слова». Диктант. Подчеркнуть безударные гласные в корне.Зимние гости.Пришла холодная зима. Побелели поля и луга. Мороз сковал речки и озёра. Пушистые ёлочки нарядились в белые одежды. Зимой в лесу тишина.Вдруг в чащу прилетела стайка гостей.  Это клесты. Птицы облепили верхушки деревьев. Клесты ищут еловые шишки. На берёзках сидят воробьи. Им голодно.(44 слова) 1.Выписать слова с орфограммой «Проверяемая безударная гласная в корне слова»Грибок, рука, речка, трясёт, листок, лист, земля, лётчик.2.Списать однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы. Выделить корень. Подчеркнуть проверочные слова.С . довый, са . , пос . дил, садик.Л . док, лё . , нал . дь, подлёдный. 3. Спишите текст, вставляя пропущенные безударные гласные. Подберите проверочные слова и запишите их в скобках.Небо голубое. Лес. За лесом луг. Озеро б…льшое (…), камыши вокруг. З…лотятся (…) всюду ровные п…ля (…). Это ты, р…дная (…) русская з…мля (…)! 4. Записать слова с непроверяемой гласной в корне.Винегрет, кабинет, костюм, портрет, календарь, пенал. Правописание согласных в корне словаПроверяемые и непроизносимые согласные Чтобы правильно написать согласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать к нему однокоренное, в котором после проверяемого согласного стоял бы гласный или согласные л, м, н, р:Пример:дуб — дубок, наряд — нарядный, тростник — тростинка, солнце — солнышко.Написание некоторых слов с непроизносимым согласным нельзя проверить подбором родственного слова. Такие слова надо запомнить или проверять по словарю:Пример: чувство, лестница и т.д. Написание слов с удвоенными согласными нужно запоминать или проверять по словарю: телеграмма, грамматика, стеллаж, искусство. Чередование согласных в корне словаКорень в родственных словах, как правило,  всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков. Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:Пример:г//ж//з — друг- дружить- друзья;т//ч//щ — свет- свеча- освещение;д//ж//жд — труд- тружусь- утруждать;б//бл — любовь- люблю; в//вл — ловить- ловля;м//мл — ломить- преломление;п//пл — лупить- луплю... 4. Распределите слова по столбикам, подберите проверочные слова, где это возможно.Плод, вокзал, березка, футбол, робкий, ловкий, спортсмен.Проверяемые согласные в корне словаНепроверяемые согласные в корне слова 5. Задание. Замените прилагательные в словосочетаниях на противоположные по значению, в которых была бы непроизносимая согласная. Объясните написание непроизносимых согласных.Печальный день - Солнечное утро - Несчастный человек – Письменное задание – Маленький завод – 6. В первом четверостишье найти и записать слова с орфограммами-гласными в корне слова:Зима недаром злится,Прошла ее пора –Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.7. Во втором стихотворении с орфограммами-согласными:Наша ветхая лачужкаИ печальна, и темна.- Что же ты, моя старушка,Приумолкла у окна?Или бури завываньемТы, мой друг, утомлена?