Презентация Реализация системно- деятельностного подхода на уроках окружающего мира
Реализация системно –деятельностного подхода на уроках окружающего мира Опыт работы Швачко Н.И.учителя начальных классовМКОУ СОШ № 5 с. ПривольноеКрасногвардейского района Ставропольского края «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать» академик А. Л. Минц"Единственный путь, ведущий к знанию это деятельность". Бернард Шоу «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю» Конфуций «Великая цель образования – это не знания, а действие» Герберт Спенсер Системно- деятельностный подход методологическая основа ФГОС главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. РЕЗУЛЬТАТ: (УУД)«надпредметные», метапредметные универсальные учебные действия Современный подход в преподавании окружающего мира единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности школьников методическая система как комплекс взаимосвязанных подходов: ДеятельностныйКомпетентностный КультурологическийИнтегративныйАлгоритмический Актуальность системно- деятельностного подхода Итоговая аттестация Объёмный учебный материал преподаваемого предмета Реализация нового подхода в преподавании окружающего мира Повышение требованийк качеству знаний учащихся Подготовка четвероклассниковк итоговой диагностическойработе Необходимостьзапоминания обширного и разностороннего материала Необходимость повышения познавательной активности учащихся Технология системно - деятельностного подхода Система дидактических принципов: принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности принцип минимакса принцип психологической комфортности принцип вариативности принцип творчества Организация познавательной деятельности Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.Учебное действие – действие по созданию образа.Образ – слово, рисунок, схема, планОценочное действие – Я умею! У меня получится!Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю …. (формирование мировоззрения) Приемы педагогической техники реализации системно- деятельностного подхода на уроках окружающего мира Сравнительная характеристика природных объектов Использование сказок и легенд, фрагментов из художественной литературы, случаев из истории науки, культуры и повседневной жизни Проблемно - проектные дискуссии Ролевая игра Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода - уроки «открытия» нового знания;- уроки отработки умений и рефлексии;- уроки общеметодологической направленности;-уроки развивающего контроля Урок «открытия» нового знанияМотивация к учебной деятельности.«Открытие» нового знания.Первичное закрепление.Самостоятельная работа с самопроверкой.Включение в систему знаний и повторение. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира 1. Мотивационно-целевой: ввод в затруднение через сложное учебное действие создание проблемной ситуации Приемы создания проблемной ситуации:Предоставление двух противоречивых фактов (разные точки зрения при оценке природных объектов и исторических личностей или событий)Проблемная ситуация с помощью географической картыПредложение для анализа данных сравнительных таблицПроблемная ситуация с помощью иллюстраций, рисунков Определение темы, цели урока, выдвижение гипотез, составление плана урока Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира 2. Процессуальный этап - этап открытия, первичного применения и закрепления нового знания. Формы деятельности:индивидуальная, парная, групповая Виды деятельности:работа с различными видами информации Приемы деятельности:приемы технологии критического мышленияинтерактивные приемы и методы(создание игровой ситуации, синквейн, дискуссия)выполнений тестовых заданий по заданным алгоритмам Этапы организации познавательной деятельности учащихся на уроках окружающего мира 3. Рефлексивно-оценочный этап - рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности познавательная – что я понял, как я работал, какие методы использовал, какие из них привели к результату, какие были ошибочными и почему, как я теперь бы решил проблему…; социальная – как мы работали в группе, как были распределены роли, как мы с ними справились, какие мы допустили ошибки в организации работ…; психологическая – как я себя чувствовал, понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет, почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему Подготовка учащихся в предметным олимпиадамУчастие в районных, краевых и всероссийских конкурсахПроектная деятельность в работе детских творческих объединений «Я – гражданин России» и «Росток»Познавательно-исследовательская музейная и экскурсионная деятельностьОрганизация и проведение предметных недель в школе Реализация деятельностного подхода вовнеурочной работе Практическая полезность опыта применение системно- деятельностного подхода позволяет:активизировать познавательную деятельность учащихся;обеспечить высокую степень дифференциации обучения;повысить объём выполняемой работы на уроке;рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;повысить качество обученности учащихся; формировать ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, исследовательские компетенции. Результативность системы работы Позитивная динамика роста качества знаний учащихся: Учебный год Окружающий мир % качества % успеваемости 2013- 20142 класс 62 100 2014- 20153 класс 63 100 Деятельностный подход
Главный результат- … «деятель», а не «знайка» Формирование личностных качеств Библиографический список Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.Деятельностный подход как основа педагогических технологий в обучении.:[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2005_7_1/doc_pdf/Kolyada.pdf]Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности младшего школьника.http://www.proshkolu.ru/user/UshakovaOU/file/754302/]Деятельностный подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. http://festival.1september.ru/articles/419748/]Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. http://omczo.org/publ/393-1-0-2468]Деятельностный метод в школе.http://festival.1september.ru/articles/527236/]Системно-деятельностный подход в обучении. [http://chel-siao.narod.ru/Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС. [http://school1884.ru/Дмитриев, С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6. - С.