Презентация к практическому занятию по экологии по теме: Снег как экологический фактор
Угадай загадкуОн пушистый, серебристый,Но рукой его не тронь:Станет капелькою чистой,Как поймаешь на ладонь.Вился, вился белый рой,Сел на землю - стал горой.Снег
Снег бывает разным: Робким или страстным, Ласковым, искристым, Первым, чистым-чистым, В синевы разводах, В вихрях-хороводах, С серебристым мехом, С добрым детским смехом, В валенках, со скрипом, С лошадиным хрипом, С бубенечным звоном И с сердечным стоном, С девичьим гаданьем, Звёзд ночных мерцаньем, Радостным и грустным И как сахар вкусным!
Снег как экологический фактор.2014
r
Нивальный факторВ европейской части России снеговой покров лежит более 100 дней в году, а во многих местах Сибири - 250 дней и более, не менее половины всей нашей территории около полугода бывает покрыто слоем снега, к концу зимы в среднем слой снега достигает не менее 40 см высоты (на севере 100-140 см)
Нивальный факторТаким образом, нетрудно представить себе, как велика роль этого фактора в жизни природы. Настолько велика, что этот фактор получил особое название - "нивальный" фактор.
Нивальный фактор
Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда
Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы.
Из-за структуры молекул воды между лучами кристалла возможны углы лишь в 60° и 120°. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок.
Белый цвет происходит от заключённого в снежинке воздуха. Снежинки состоят на 95 % из воздуха, что обуславливает низкую плотность и сравнительно медленную скорость падения.
Снег характеризуется разнообразными параметрами: толщиной покрова, количеством в нём воды, рассыпчатостью и т. д.
Вес снежинки – 2 – 4 мг.Больше всего снега на планете, когда кончается зима северного полушария, когда 19% поверхности планеты (15,2% в северном и 3,8 % в южном полушарии) белы от снега. В это время его масса достигает 135 ∙ 1011 тонн. Меньше же всего снега, когда кончается зима южного полушария и снег покрывает лишь 8,7% поверхности Земли. Масса снега в это время почти в двое меньше – 74 ∙ 1011 тонн. Cнег влияет на Землю своим весом.
Снежное одеяло подобно громадному зеркалу. Оно отражает почти 95% солнечных лучей обратно в космос (свободная от снега земля только 10-20% солнечной энергии).Снег сильно влияет на баланс тепла всей планеты. Зимой гораздо холоднее именно от рожденного холодом снега. Снежное покрывало, которое приятно считать теплым и которое действительно спасает от морозов растения и зверей, на самом деле – в масштабах всей Земли - очень холодное: оно изолирует от солнечных лучей колоссальные территории.Снег влияет на тепловой баланс планеты, формируя климат.
При некоторой значительной высоте и определенной степени рыхлости снег является механическим препятствием, затрудняющим передвижение животных Снег затрудняет передвижение зверей.
Для полевки, землеройки, крота, овсянки или синицы передвижение по поверхности земли уже заметно затруднено при вьпадении рыхлого снега глубиной 3-5 см
Снег глубиной 40-50 см создает большие затруднения в передвижении лисицы, волка, косули, кабана.
Огромный лось легко бежит по рыхлому лесному снегу глубиной 40-50 см,слой которого его копыта пробивают до земли.
По мере того как снег уплотняется от ветров и оттепелей, мелкие и среднего размера животные: зайцы, лисы, волки, рыси получают ряд преимуществ по сравнению с крупными.
Копытные проламывают наст и ранят себе ноги.
Снег делает недоступной пищу, расположенную на поверхности почвы.
Снег изменяет защитные маскирующие свойства ландшафта, вызывает линьку.Горностай Заяц белякПесец Куропатка
Снег сохраняет повышенную температуру на поверхности почвы по сравнению с открытым воздухом, защищает от низких температур и ветра.
Под снегом от мороза прячутся: мелкие животные: бурозубки, полевки, ласкиГлухари, куропатки
При наличии свежей зелени, законсервированной холодом, создает условия, вполне благоприятные для жизни некоторых видов. У видов, питающихся грубыми кормами или семенами древесных пород, в морозные месяцы возобновляется прерванное осенью размножение.
В снег ложатся зайцы, лисы, волки, косули. Потеря тепла в этом случае снижается на 50%.
Бурые медведи на зиму устраиваются в берлоге.
Под снег от мороза прячутся и белые медведи.
Птицы мигрируют ближе к жилью, где снегу меньше, чем в лесах.Зимой меняются повадки животных.
Копытные и грызуны меняют кормовую базу. Кормятся не наземными растениями, а побегами и корой.
Другие обнаруживают корм с помощью обоняния. Северный олень чует ягель на глубине до 60 см, белка чует желуди - до 40 см.
Звери ходят по тропам и чужим следам – это не только проще, но и запутываются следы.
Хищные подкарауливают копытных и зайцев на тропах.
В лесу возникают временные симбиотические связи - более слабые животные ищут пищу в местах охоты или кормежки более сильных видов, которые раскапывают снег. Куропатки ищут пищу на пастбищах "тегрищах" оленей, кавказские индейки - на пастбищах туров, сойки и синицы на пастбищах косуль и кабанов, черные жаворонки на пастбищах домашнего скота.
Малоснежные зимы неблагоприятны для кротов, землероек, мышевидных.Для каких животных неблагоприятными являются малоснежные зимы?
Многоснежные зимы трудно пережить сайгакам, зайцам, птицам.Для каких животных неблагоприятны многоснежные зимы?
Практическая работа:Построение графика суточной динамики температуры снега
Задачи:Научиться измерять температуру снежного покрова при помощи термометра фиксировать результаты исследованийопределять среднее значение полученных измеренийграфически отображать результаты исследованийделать выводы на основании полученных результатов
Какой прибор используется для определения температуры снежного покрова?Термометр
Время1 замер2 замер3 замер4 замер5 замер6 замер7 замерСредняя температура00,005,64,13,83,801,005,54,84,343,902,005,74,64,103,005,95,74,804,0054,605,005,24,806,005,43,407,005,43,608,005,62,809,005,24,73,110,004,84,23,53,42,82,611,003,33,12,91,512,003,12,72,61,91,70,813,004,3321,70,514,00 3,92,22,20,815,003,42,321,51,30,5 0,516,0032,4221,20,817,003,82,82,52,21,118,003,53,132,72,62,3 1,719,0043,332,82,72,6 2,320,00443,62,92,82,721,004,13,93,83,43,23,1 22,004,23,73,63,53,123,004,63Таблица: Результаты суточных измерений температуры снега в течение 1 недели.
1. Рассчитайте среднее значение температуры для каждого часа. Для этого сумму значений всех замеров разделите на количество замеров. Результаты впишите в таблицу.
2. Постройте график суточной динамики средних значений температуры в течение одной недели. Для этого нарисуйте координатную плоскость. На оси ОХ обозначьте время. На оси ОУ – температуру. Точками на координатной плоскости обозначьте средние значения температур для каждого часа, соедините точки кривой.
3. Проанализируйте полученную кривую. Отметьте, какие значения температуры снега наблюдаются в эксперименте (положительные или отрицательные), в какое время наблюдается максимальное и минимальное значения температур, опишите ход кривой, объясните, какие факторы могли повлиять на изменения средних значений температур в течение суток.
Занимательные задачи.С неба звезды падают,Лягут на поля.Пусть под ними скроетсяЧерная земля.Много-много звездочекТонких, как стекло;Звездочки холодные,А земле тепло! Снежинки
Занимательные задачи.Выпал снег чистейшей пробы,Из него везде …сугробыЭх, мягкая подушка,Да не взять под ушко!
Занимательные задачи.И не снег, и не лёд,А серебром деревья уберёт.Не колючий, светло-синийПо кустам развешан …иней
Занимательные задачи.Капель
Занимательные задачи.Если снег на крышах тает,То сестрицы вырастают.Эти зимние сестрёнкиХолодны, прозрачны, звонки,А растут макушкой вниз.Ты под них не становись!Сосульки
Занимательные задачи.В снег упал Алешка, А за ним Сережка, А за ним Иринка, А за ней МаринкаА потом упал Игнат.Сколько было всех ребят?5
Занимательные задачи.Дождь, снег, осадки, иней, град Найди лишнее слово Осадки
Занимательные задачи. Что в огне не горит и в воде не тонет?Лед
Занимательные задачи. Как можно воду в решете принести?
Занимательные задачи. Как найти прошлогодний снег?
Спасибо за внимание!