ИИспользование проблемно-поискового метода обучения на уроках литературы и русского языка в условиях ФГОС ООО (из опыта работы)
Подготовила учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №42 Будякова Елена Николаевна Концепция модернизации российского образования, которая продлена на период до 2020 года, определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчёркивает необходимость “ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования” ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение учебными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей. Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения. Технология проблемного обучения имеет следующую структуру I этап II этап III этап IV этап Постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители. Начало активного поиска ответа на поставленный вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию Появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания , реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта ЦЕЛИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ: побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску;стимулировать проявление активности, инициативы, творчества;развивать интуицию и мышление;учить искусству решения различных научных и практических проблем;обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений;вызывать познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета. : СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО УРОКА ( ПО ФГОС ООО) Структура проблемно-поискового урока Михаил Николаевич Скаткин предлагал различать три вида метода проблемно-поискового обучения Методы проблемного обучения Проблемноеизложение Частично-поисковый Исследовательский ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)2. Анализ условий проблемной задачи, установление зависимости между данными, между известным и неизвестным.3. Разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения.4. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи.5. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение).7. Проверка решения ТИПОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ система знаний (открытие неизвестных фактов, явлений, теорий, понятий);система общих интеллектуальных и практических умений (логические, предметно-типовые умения);опыт творческой деятельности;опыт эмоционально-волевого отношения к миру и себе (поиск оценочных суждений). КОГДА ЗАДАНИЕ/ВОПРОС СТАНОВИТСЯ ПРОБЛЕМНЫМ? если имеются противоречия;если требуется установить сходства и различия;если требуется установить причинно-следственные связи;если необходимо обосновать выбор предпочтения;если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта;если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА ПРЕДЛАГАЕТ НЕСКОЛЬКО ВИДОВ КЛАССИФИКАЦИЙ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫХ УРОКОВ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Урок «версионного» характера2. Урок-дискуссия3. Урок - проблемная лекция УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися, относятся с вниманием и поощрением ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ элементов МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО -ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ: Урок литературы. Тема «Незаурядность характера Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза». Урок «версионного» характера. На уроке «версионного» характера проблема решается в виде дискуссии с помощью логических аргументов, подтверждающих выдвинутую версию. Используется частично-поисковый вид проблемного обучения. Учитель выдвигает перед учащимися проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед своими воспитанниками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» Цель: стимулировать творческую деятельность;развитие догадки, принятие интуитивных решений;стимулирование поисковой деятельности на основе наглядно-образного мышления. Создание проблемной ситуации Постановка проблемы Поискрешения проблемы Учащимся предлагается продумать свои версии развития сюжета, отличные от авторской Вопросы учителя: Представим, что Катерина уехала с Борисом. Как могла сложиться их жизнь?Какие ещё возможные варианты развития сюжета вы видите? Ребята высказывают свои версии, подкрепляя свои мнения примерами из литературных произведений 18 и 19 веков,опираясь на характеристику исторической эпохи, особенностей уклада купеческой семьи и т.д. Подведение итогов 1. Причины, побудившие Катерину на самоубийство, скрываются не только в обществе, окружающем ее, а в ней самой. Для неё это самоубийство – протест против существующих порядков домостроя. 2. Даже если она убежит из этого общества, ей не суждено спрятаться от себя, от угрызения совести. 3. Специфика окружающей среды тоже играет немалую роль: узы брака в то время были священны и нерасторжимы, особенно в патриархальной семье. ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ элементов МЕТОДА ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ: Урок литературы. Тема «Сущность драматического конфликта в пьесе Горького «На дне» Урок –проблемная лекция. В название урока выносится проблемный вопрос, над которым учащимся предстоит думать в ходе лекции учителя. Используется вид проблемного изложения материала. При таком изложении учитель не только сообщает учащимся те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс ее решения. Такое объяснение учителя, являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск Создание проблемной ситуации Постановка проблемы Поискрешения проблемы Вопрос учителя: Появление в ночлежке странника Луки, поддерживающего иллюзии босяков и его внезапное исчезновение породило спор междуобитателями ночлежки. Что является главнымпредметом этого спора? Выявляются две позиции, которые представляют Лука и Сатин, что лучше для человека – беспощадная правда или сладкая утешительная ложь? Варианты рассуждений:Ложь, которую проповедует Лука, приводит к трагедии;Человек, которого утешили несбыточнымииллюзиями перестаёт искать выходы из сложившейся ситуации;В некоторых случаях(как, например, с Актёромтакая ложь даже может привести к смерти) Делаем выводы 1.Против сострадательного гуманизма Луки Сатин выдвигает свою правду о человеке: «Человек- это звучит гордо!» 2.Ложь Луки вызвана жалостью к людям и стремлением им помочь, но она приносит только вред. Жизненная практика полностью опровергает теорию Луки. Появление в ночлежке странника Луки – это завязка драматического конфликта;Смерть Актёра – его развязка. Драматический конфликт впьесе Горького «На дне» заключается в столкновении лжи и правды. В конце урока формулирует ответ на проблемный вопрос, подкрепляя свои доводы аргументами из лекции преподавателя или собственными примерами. Они ценят, что им не навязывают точку зрения, оставляют простор для самостоятельных суждений. ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ элементов МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ: Урок литературы. Тема «Суд над Родионом Раскольниковым в романе Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание». Урок – дискуссия. Учащиеся, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположения, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития, что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности. Такие уроки проводятся, если проблема имеет для учащихся большое морально-этическое значение и вызывает их живой интерес. Проблемная задача Группа разделена на 3 команды: «защитники» Раскольникова, «обвинители» и «присяжные заседатели». Учитель берёт на себя роль «судьи». Цель сторон: убедить «судью» и «присяжных заседателей» в своей правоте, используя текст романа, исторический и литературоведческие комментарии, исторические и судебные прецеденты. Результат В ходе обсуждения слово поочередно предоставлялось сторонам обвинения и защиты, «присяжные заседатели» готовили свои вопросы и делали выводы о силе и слабости позиций сторон, «судья» направляла обсуждение в нужное русло, комментируя и уточняя высказывания, иногда помогая четче выразить мысль. ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ элементов МЕТОДА ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ: Уроки русского языка также благотворны для проблемно-поискового метода.Полезно давать учащимся знания не в готовом виде, а учить их самих находить решение. Таким образом используются задания на сравнение, анализ, классификацию и вывод. Используются частично-поисковый и исследовательский виды проблемного обучения. Создание проблемной ситуации Постановка проблемы Поискрешения проблемы Учитель просит учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О» При делении слов на морфемы, учащиеся видят закономерность : слова с одинаковыми приставками имеют одинаковое написание буквы на конце наречия Фрагмент урока по теме «Правописание букв О - А на конце наречий» О А вправо, влево, заново, набело, насухо. издавна, издалека, докрасна, слева Результат Пробуем сформулировать правило:Наречия с приставками –С,-ИЗ,-ДО на конце пишутся с буквой АНаречия с приставками –В,-НА,-ЗА на конце пишутся с буквой ОПроверяем себя по учебнику.Решение найдено! О А Вправо, Влево, ЗАново, НАбело, НАсухо ИЗдавна, ИЗдалека, ДОкрасна, Слева Создание проблемной ситуации Постановка проблемы Поискрешения проблемы На доске написаны слова:Предложить, предлагать, изложить, излагать, расположить, располагать. Распределите слова по группам. Объясните принцип группировки. От чего зависит правописание О – А в корне слова? При делении слов на морфемы, учащиеся видят закономерность : в корне слова перед буквой «г» пишется – а, а перед буквой «Ж» –пишется - О Фрагмент урока по теме «Правописание букв А - О в корнях с чередованием» Результат Пробуем сформулировать правило:В корнях -ЛАГ – ЛОЖ с чередованием гласной перед перед буквой «г» пишется – А, перед буквой «Ж» –пишется – О.Проверяем себя по учебнику. Всё верно! Решение найдено! Пример исследовательского проекта«Сленг и жаргон: одно и то же или нет?»Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникают вопросы: Почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход? Существует хоть малая вероятность того, что великий русский язык все же очистится от жаргонных слов и понятий? Для чего вы употребляете жаргонизмы?8 класс Только 20% восьмиклассников и 15 % девятиклассников уверены, что жаргонизмы в речи не нужны. Сленг ведёт к упрощению человека, как личности, провоцирует отсутствие навыков общения на деловом и научном уровнях, то есть, как я полагаю, сленг сводит общение к примитивной коммуникации. Разговор о молодежном сленге актуален, об этом надо обязательно говорить! Вывод Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из нас будет хорошо владеть родным языком, то мы сможем четко и точно.Культура чувств, культура общения, культура речи – из всего складывается общий облик культурного человека. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИЗ ИСТОРИИ СЛОВ» Один из наиболее активных исследователей в области проблемного обучения Исаак Яковлевич Лернер утверждал, что «проблемно-поисковое обучение не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения. Если бы мы встали на этот путь, оказалось бы, что молодое поколение вынуждено самостоятельно пройти значительную часть пути познания тяжести своей истории. Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал». По мнению ученого, «основная масса знаний и умений передается учащимся не проблемным путем. Но применять усвоенные знания и умения ученик должен научиться творчески, и их применение, поэтому неизбежно строится проблемно».Выбор типа урока зависит от подготовленности учащихся, способности к исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию с преподавателем и друг с другом. Дорог процесс! ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ Применение технологии проблемно-поискового обучения позволяет научить мыслить логично, научно, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить. Развивает интерес к творческому труду. ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО ОБУЧЕНИЯ Постоянная постановка проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что учащиеся не “пасуют” перед проблемами, а стремится их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. “Знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”Л. Н.Толстой