Презентация по педагогике Педагогические проблемы современного образования и современного учителя. Что значит быть современным учителем.
Педагогические проблемы современного образования и современного учителя. Что значит быть современным учителем. . В педагогическом образовании появились проблемы, которые надо разрешить, и чем быстрее, тем лучше.Есть среди этих проблем специфические, т.е. характерные только для педагогического образования, а есть общие, характерные для современного высшего образования в России вообще; но и они своеобразно преломляются именно в педагогическом образовании.Начнем со специфических.Смысл работы педагогического вуза – это, прежде всего, обслуживание потребностей школы в хорошо подготовленных учителях и воспитателях. Школьный заказ на выпускников вуза меняется с развитием образования. А оно, несмотря на известный свой консерватизм, должно меняться и действительно меняется. Особенно в последние 10-15 лет.Возьмем хотя бы введение Единого государственного экзамена. Понятно, что при переходе к обществу с современной рыночной экономикой и жесткой конкуренцией школа должна выпускать не только умеющего читать и писать человека, но и высокообразованную личность. И прежние традиции так называемой «стопроцентной успеваемости», т.е. массового обмана и очковтирательства в школе, когда неуспевающие, не овладевшие знаниями ученики выдавались за образованных, должны, наконец, быть преодолены. Не будем забывать, кроме того, что вузы должны готовить своих выпускников с опережением, т.е. с расчетом на потребности не только сегодняшней, но и будущей школы.Помня об этих потребностях школы, мы можем прямо сказать: современным педвузам есть что совершенствовать в учебном процессе. Педагогические проблемы школьника: значительные физические и психические перегрузки;недостаточный уровень школьной подготовки, который не соответствует трудовым и временным затратам;не способность учащихся к сознательному, профессиональному, самостоятельному самоопределению после окончания школы;инфантилизм – сохранение в психики и поведение взрослого особенностей присущих детскому возрасту;слабо-развитый познавательный интерес;несформированное умение к самообучению;подверженность детей к внешнему негативному влиянию обстоятельств, т.е. несформированные ценностные ориентации школьников;безынициативность, безответственность, низкие организаторские способности, как результат школьного воспитания Психолого-педагогические проблемы учителя:недостаточный уровень психолого-педагогической подготовки в области обучения и воспитания;неспособность многих учителей выйти за рамки традиционно-профессионального обучения;ненацеленность многих учителей на конечный результат – хорошо выучить всех;преобладание авторитарного стиля в работе с детьми. Авторитаризм – подчинение воспитанника воспитателем подавляя инициативу и самостоятельность. Авторитаризм пораждает:отчуждение учителя от учащихся и от родителей;произвол и насилие со стороны учителя;жестокость учителя пораждает жестокость учащихся;низкая дисциплина на уроках, процветает наркомания, распитие спиртных напитков;учителя не владеют приемыми и средствами развивающего обучения;не владение основными методами воспитательной работы;часто учитель не является примером для подражания по отношению к делу;попытки к самоустранению от воспитательной работы;перезагруженность учителя не позволяющая ему творчески работать;слабая материальная заинтересованность;неумение видеть перспективу, формулировать цели и задачи обучения и воспитания. Карта личности будущего учителя Культура внешнего вида Осанка прямая;умение сидеть прямо, свободно, руки свободно лежат на столе;подтянутость и собранность. Одеждааккуратность;скромность (со вкусом);соответствие по моде;цветовая гармония;соответствие одежды возрасту, условиям занятий и работы;чувство меры в выборе украшений. Макияж – умеренность.Прическа – аккуратность.Мимика выражение лица;доброжелательность;спокойствие;уверенность (но не самоуверенность);взгляд при общении направлен на собеседника;эмоциональная выразительность;соответствие лица (выражения) характеристику речи, с которой он выступает. Пантомимика (жесты, движения)жесты уместны, органичны и естественны;походка упругая, ритмичная, легкая;движения гибкие, размеренные, не принужденные (отсутствие скованности в движениях);сдержанность в движениях, отсутствие суетливости, нервозности;умение бесшумно вставать и бесшумно садиться Культура педагогического общения Соблюдение спокойного и доброжелательного тона в общении:умение слушать собеседника;умение задавать вопросы;умение анализировать выступления;умение первому установить контакт с другим человеком;умение понять другого человека;умение ориентироваться в сложившиеся ситуации общения. Стремление к установлению зрительного контакта:вы смотрите на собеседника (аудиторию);умение видеть и понимать реакцию слушателей. Умение заинтересовать, увлечь учащихся выступлением:владением свободным, связанным произнесением речи перед слушателем;внешний вид выражает готовность и желание общаться;умение передавать своё отношение к сообщаемому. Профессиональные качества теоретическая и методическая подготовленность по специальности;психолого-педагогическое, теоретическое и практическая подготовленностьразвитие педагогических способностей: коммуникативные способности – способность позволяющая установить правильные взаимоотношения с учащимися;перцептивные способности – способность, позволяющая проникать во внутренний мир ребенка;суггестивные – способность, позволяющая с помощью волевого, твердого слова добиваться нужного результата воздействия;конструктивные – способность, позволяющая предвидеть ход развития и результаты событий учебно-воспитательного процесса;дидактические – способность четко, правильно, доступно, интересно объяснить материал, при этом вызывая мыслительную деятельность учащегося;организаторские – способность, позволяющая организовать учащихся, вовлекать их в различные виды деятельности и организовывать свою собственную деятельность;эмоциональная устойчивость – способность, позволяющая управлять своим внутренним и психическим состоянием, своими чувствами и поведением;познавательные – способности к овладнию информации;креативные – способность к творчеству;эмпатийные – способность к сопереживанию и милосердию. Индивидуальные педагогические качества педагогическая направленность психологических процессов;развитость педагогического мышленияи памяти;эмоциональная отзывчивость (эмпатия);развитость воли;культура темперамента;рефлексия (умение видеть себя со стороны). Спасибо за внимание!