Презентация Особенности работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ
Особенности работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ Подготовила:Бражникова В.Б. г. Воронеж «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» В.А. Сухомлинский Дети дошкольного возраста подвержены высокой восприимчивости к различным заболеваниям, в частности к заболеваниям, передающимся воздушно – капельным путем - преимущественно, ОРВИ и ОРЗ заболеваниям. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка - одна из главных задач МБДОУ Природно-климатические условия края;Экологическое состояние края;Социальная занятость родителей; Недостаточная компетентность у родителей в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей;Недостаточная компетентность у педагогов в вопросе здоровьесбережения дошкольников; Низкая мотивация у дошкольников в вопросе сохранения и укрепления собственного здоровья.Низкий иммунитет ребенка;Несоблюдение режима дня;Нарушение правил здорового питания;Отсутствие ведения активного образа жизни;Игнорирование закаливающими процедурами и т.д. Особое место занимает познавательный мотив.Познавательная мотивация складывается во взаимодействии ребенка со взрослым и со сверстниками. На следующих ступенях развития происходит переход познавательной мотивации, она становится внутренним качеством личности ребенка. Ребенок не замечает своего здоровья и воспринимает его как естественную данность. Он верит в его нерушимость. По мере взросления он начинает осознавать свои возможности, их неадекватность своим мечтам. Появляется пассивность к своему здоровью. Цель: создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и личной безопасности.Задача: формировать осознанное отношение к собственному здоровью. Направлена на формирование у всех участников образовательного процесса мотивации к ведению здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Предполагает включение всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей и воспитателей. Обязательная часть: программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Формируемая часть участниками образовательного процесса: Учебно-методическое пособие по основам безопасности детей дошкольного возраста под ред. Р. Б. Стёркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕФОРМЫ И МЕТОДЫ Утренняя гимнастика – способствует подготовке организма к дневному бодрствованию, дисциплинирует, вырабатывает собранность, умение преодолевать лень.Физкультурные занятия – основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю в первой половине дня.Физкультминутки активно используются в занятии для снятия умственного напряжения и повышения работоспособности детей, для реализации потребности в движении.Достаточный отдых – заключается в рациональном использовании выходных, праздничных дней, каникул для укрепления здоровья детей. Прогулки – один из важных режимных моментов, во время, которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности.Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Личная гигиена – важный момент в сохранении и укреплении здоровья, направленный на поддержание чистоты тела. Правильный режим дня – оптимальное распределение в течение суток труда, питания, сна и отдыха.Закаливание - это комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими. Работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через использование здоровьесберегающих технологий. Методическое пособие Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стееркина «Безопасность» В.Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления»,А.Н. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»Е.А. Поддубная «Пальчиковая гимнастика» Основные цели и задачи по реализации учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной Цель: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.Задачи:Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.Развивать экологическую культуру ребенка и становление у него ценностей бережного отношения к природе, а так же строению человеческого организма. Формировать ценности здорового образа жизни.Формировать безопасное поведение во дворе, улице, в общественном транспорте. Ребенок и другие люди Здоровье ребенка Эмоциональное благополучие Ребенок дома Ребенок и природа Ребенок на улице Формирование осознанного отношения к собственному здоровью № Название направления Программное содержание 1 Ребенок и другие люди Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к собственной безопасности; представления о незнакомых людях, их поведении и возможного негативного поведения с их стороны. Воспитание навыков адекватного поведения в различных ситуациях; умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду. 2 Ребенок дома Формировать у детей сознательное и ответственное отношение собственной безопасности; представления об опасных ситуациях возникающих во время пребывания ребенка дома; Воспитание навыков адекватного поведения в различных ситуациях; умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме. 3 Ребенок и природа Формировать у детей дошкольного возраста представления о правилах поведения в природе, влиянии природных объектов на здоровье человека, учить соблюдать правила поведения с животными. 4 Здоровье ребенка Формировать у ребенка дошкольного возраста представления о себе, своем организме, воспитание культуры по отношению к своему здоровью Дать элементарные представления о строении человека. Познакомить с органами чувств, их строением и особенностями, их роли в жизни человека и правилах ухода за ними. Формировать умение применять гигиенические принадлежности по назначению. 5 Эмоциональное благополучие ребенка Формирование у дошкольников овладения элементарных навыков поведения в группе со сверстниками и взрослыми людьми. 6 Ребенок на улице Формирование у дошкольников овладения элементарных навыков поведения на улице, в парке, в транспорте, обучение адекватно, осознанно действовать в той или иной ситуации, развитие самостоятельности и ответственности. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в МБДОУ– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада;воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,формирование знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, формировакние валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Цели и задачи работы по внедрению здоровьесберегающих технологий Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи:Формировать осознанное отношение к здоровому образу жизни у детей.Формировать мотивы у детей, направленные на его сохранение и укрепление собственного здоровья.Учить применять здоровьесберегающие технологии для укрепления здоровья. дыхательная гимнастика; самомассаж;босохождение;ходьба по корригирующим дорожкам;гимнастика после сна;пальчиковая гимнастика;оздоровительные игры Дыхательная гимнастика –упражнения, направленные на втягивание и выпускание воздуха легкими («Петух», «Кошка», «Насос», «Гуси летят», «Воздушный шар»).Самомассаж - надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения рецепторов или разветвления нерва («Воробей», «Черепаха», «Умывание»).Босохождение - вид укрепления организма, представляющий воздействие на терморецепторы во время ходьбы босиком.Ходьба по корригирующим дорожкам- стимулирующее воздействие на биологически активные зоны, находящиеся на своде стопы. Пальчиковая гимнастика- раздражение рецепторов, расположенных на пальцах рук, позволяющих улучшить самочувствие человека, активизировать работу внутренних органов.Оздоровительные подвижные игры (по системе Страковской В.Л)-игры, направленные на профилактику различных заболеваний и укрепление здоровья у ослабленных детей, в период после перенесенного заболевания. «Работа по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»«Использование здоровьесберегающих технологий в детских видах деятельности»;«Использование дыхательной гимнастики в работе с детьми с детьми дошкольного возраста»;«Использование нетрадиционного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста». «Работа по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»«Использование практических игр с детьми для снятия эмоционального напряжения»;«Использование самомассажа в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»;«Использование физминуток в ООД»; «Работа по здоровьесбережению с детьми дошкольного возраста»«Организация подвижных игр по системе В.Л. Страковской»;«Профилактические мероприятия по предупреждению нарушения свода стопы у ребенка-дошкольника». Организация выставки рисунков.Практическое мероприятие: «Творческая мастерская по изготовлению масок для подвижных игр»;Мастер-класс: «Технологии здоровьесбережения: «Быть здоровыми-здорово!»;Проектная деятельность: «Здоровый ребенок-в здоровой семье!», «Волшебная вода». «Здоровый ребенок -в здоровой семье!»