презентация на тему:Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса
Т е м а: «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса» «Можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет», – гласит педагогическая аксиома.Апрель,2014 Цель: анализ взаимодействия педагога и учащегося в ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида», как условие для создания комфортных условий образовательного процесса Задачи:Информировать педагогов о понятии комфортность, структуре комфортности;Актуализировать знания педагогов о комфортности образовательного процесса, путем включения их в активные формы работы;Развивать навыки и умения групповой работы педагогов;Сформулировать рекомендации по созданию комфортных условий в образовательном процессе, путем построения эффективного взаимодействия с учащимися. ."Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова дает следующее определение комфортности: "Комфортность - это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют." Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации. Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Диагностика «Дерево взаимоотношений» Взаимоотношения междупедагогом и учеником авторитарный тип взаимодействия, подавление тип взаимодействия индифферентность-безразличие тип взаимодействия сотрудничество Как добиться психологической комфортности на уроке?используйте в своей работе просьбы, а не требования;используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;используйте компромиссные решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;добейтесь четкой организации урока, а не жесткую дисциплину;не допускайте стрессообразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);создайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка). Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке (опрос учащихся, письмо, слушание, чтение, рассказ, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, решение примеров и задач, рисование, работа с интерактивной доской (норма 4-7 видов деятельности за урок);используйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповая работа, парная работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа), чередуя их не позже чем через 10-15 минут;используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся. Метод, направленный на самопознание и саморазвитие интеллекта, эмоций, общения, выражения, самооценки и взаимооценки;используйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за урок, через 15-20 мин урока по 1 минуте из 3х упражнений);наличие внешней мотивации обязательно (оценка, поддержка, соревновательный момент);стимулируйте внутреннюю мотивацию - стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изученному материалу, удовольствие от полученных знаний;поддерживайте у обучающихся веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе;создавайте ситуацию успеха на уроке (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей учащихся;справедливо оценивайте ответы учащихся ( используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставить оценку за каждый вид деятельности, суммируя его в конце урока; тогда понятие "двойка" просто исчезнет). Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться. Как добиться физической комфортности в школе?организация горячего питания в школе;соблюдение питьевого режима;соблюдение гигиенических условий и норм СанПина по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей). При решении образовательных задач общение позволяет:Психологический контакт с детьми;Положительная мотивация обучения;Обстановка коллективного, познавательного поиска. При решении воспитательной задачи с помощью общения:Налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми;Формируется познавательная направленность личности;Преодолеваются психологические барьеры;Формируются межличностные отношения. 13 При решении развивающих задач через общение:Преодолеваются социально-психологические факторы (скованность, стеснительность, неуверенность и т.п.);Создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;Осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т.п.). Типывзаимодействия: УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ –ГРУППА УЧАЩИХСЯ УЧИТЕЛЬ – «Я» УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК Связь субъектов образовательной деятельности УЧИТЕЛЬ –УЧЕНИЧЕСКОЕСАМОУПРАВЛЕНИЕ учитель - родитель Типы взаимодействия:Сотрудничество;Диалог;Соглашение;Опека;Подавление;Конфликт;Индифферентность (равнодушие);Конфронтация (скрытая неприязнь друг к другу). Типология педагогического взаимодействия по Л.В.Байбородову Взаимопознание;Взаимопонимание;Взаимоотношение;Взаимовлияние. Уровни и типы педагогического взаимодействия Уровни Происходящие процессы Взаимодействие человека с самим собой Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самим собой зависти конструктивность ее отношений с окружающими людьми. Взаимодействие человека с другим Три уровня общения:Другая личность более значимая;Равноправность партнеров;Мнение другой личности не играет никакой роли.Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя. Взаимодействие личности с определенной системой Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейший из которых – общешкольный коллектив. Хорошие взаимоотношения складываются с педагогом, еслиХорошее настроение у педагога;Она не кричит;Она добрая; ласковая;Выполняешь ее требования;Живешь по ее правилам;Уважительно к ней относишься Отношения с педагогом складываются плохие, если:Она в плохом настроении;Расстроена чем-то;Орет с утра;Она злая и сердится на меня;Я психую;Меня кто-нибудь доведет;Меня обсуждают и плохо про меня говорят Упражнение «Модальность» Типичная фраза Как необходимо говорить «Ты должен хорошо учиться!» «Я уверена, что ты можешь хорошо учиться!» «Ты должен уважать старших!» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты должен слушаться учителя и воспитателя!» «Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться». Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся. Рекомендации семинара 1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.2. Развивать совместную (педагога и учащегося) внеурочную деятельность (клубы по интересам, экскурсии и т.п.).3. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).4. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью создавать и развивать общешкольные традиции.5. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.