Активизация познавательной деятельности младших школьников. Обобщение опыта работы.
Презентацию подготовил учитель начальных классов1 квалификационной категории МОУ «Кадетская школа № 16»Заводского района города Саратова Ялкасова А.Н.2016 год.Активизация познавательной деятельности младших школьников через изучение окружающего мира.(Обобщение опыта работы.)
I. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности учащихсяЭффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в этом процессе.Требованиями времени объясняется постоянный педагогический поиск учителей, направленный на разработку эффективных дидактических средств.Учение должно увлекать ребят, вызывать у них внутренний эмоциональный подъём, быть желанной формой их жизнедеятельности.
II. Формы и методы, способствующие активизации познавательной деятельности младших школьников через изучение окружающего мира:исследовательская деятельность;проведение опытов;экскурсии;проектная деятельность;участие в экологических акциях;олимпиады по естествознанию;современный урок;интерактивные игры;фестивали, праздники.
Проектная деятельность предполагает процесс разработки и создания проекта. Работа над проектом развивает познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Учитель стимулирует самостоятельную активность учащихся, их сообразительность и изобретательность, повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их по пути достижения целей, организует доступ к информационным ресурсам, дает четкий анализ результатов выполненного проекта.
Проектная деятельность.Проект «Я знаю. Я помню. Я горжусь.» В результате реализации проекта, ученики 1 класса узнали историю родной семьи и страны в годы Великой Отечественной войны, испытали чувства гордости за своих близких (прадедушек и прабабушек – участников войны и тружеников тыла) и свою Родину, чувства благодарности защитникам Отечества, приобрели опыт участия в проекте, социальные навыки общения со старшим поколением, поздравления ветеранов, участия в общешкольном концерте, конкурсе рисунков.
Проектная деятельностьнеразрывно связана с творческой активностью ребенкаПроект «Кем я мечтаю стать», 1 класс. (Проектное задание – нарисовать рисунок , рассказать о профессии.) Проект «Кем хотите стать вы, дети», 3 класс. (Проведение исследования в классе и изготовление плаката.)Изготовление моделей пожарных машин в рамках проекта по пожарной безопасности «Чтобы не было беды»
Проектная деятельностьПроект «Осенние фантазии.»Изготовление новогоднего плаката в рамках проекта «Новогодний калейдоскоп», 1 класс.
Проектная деятельностьПроект «Кроссворды», 4 класс. Составление кроссвордов по изучаемым темам.Проект «Азбука диких животных», 1 класс. Создание самодельной книги-азбуки о диких животных в подарок для школьной библиотеки.
опыты.Опыты «Свойства воды» Ученики осваивают методики проведения простых и наглядных опытов.Учителя получают возможность пробудить у школьников интерес к исследовательской деятельности и способствовать формированию навыков экспериментальной работы.
Исследовательская деятельность.Исследование «Условия жизни растений» - выявление влияния освещения, полива на рост растений.
Исследовательская деятельность.Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.Исследование «Условия прорастания семян.»Выявление влияния температуры, освещения, полива на прорастание семян.
Экскурсия.Экскурсии должны учитывать интересы учащихся, их вкусы. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности учащихся.Экскурсии должны быть связаны с учебными интересами учащихся.Каждое мероприятие должно анализироваться детьми, и мнение учащихся должно учитываться при организации последующих просмотров, походов и экскурсий.Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разносторонним, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и даёт нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.
Экскурсия.Экскурсия «Улицами города» (Практическое закрепление правил дорожного движения.)Экскурсия в музей МЧС.
Экологические акции.Цель: - привлечение детей к сохранению природы родного края;- развитие гуманного отношения, мотивации интереса к охране природы;- формирование у детей ответственности.- содействие воспитанию активной жизненной позиции участников акции.Экологическая акция «Покормите птиц зимой» Участие в Международной природоохранной акции «Неделя в защиту диких животных.»
Экологические акции. Работы участников акции «Сохраним живую ель»
Интерактивные игры. Интерактивная игра обеспечивает высокую активность всех участников процесса, комфортность, снятие психологических барьеров, активное использование полученных знаний в новых условиях, развитие личностных качеств, повышение самооценки, ощущение себя частью группы, формирование коммуникативных навыков. Придает участникам высокое чувство ответственности за исход процесса.Интерактивная игра «В мире животных.»
Современный урок.Активные методы обучения, работа в группах и в парах, использование ИКТ, технология сотрудничества формируют познавательную активность младших школьников.
Олимпиады по естествознанию.Олимпиада - одна из общепризнанных форм работы с одарёнными детьми. Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие. Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой; они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими. Наши ученики с большим удовольствием принимали участие в дистанционных Международных конкурсах по естествознанию «Гелиантус», «ЧИП«, «Светлячок.»
Фестивали, праздники.Масленица, 8 Марта, День матери.В жизни школьника праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Следует бережно относиться к этой форме работы, творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей ребят организовывать их на совместную коллективную деятельность, развивая смекалку, инициативу, самодеятельность и общественную активность, при этом избегать в процессе подготовки и проведения праздников трафарета и штампа. Нужно так проводить эти массовые воспитательные мероприятия, чтобы они сообщали детям что-то новое, воспитывали их в гуманистическом духе.В организации и проведении праздников принимают участие весь коллектив класса, родители школьников. Праздник - это результат большого труда. В подготовительный период планируются и проводятся викторины, трудовые десанты, разведка добрых дел, выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала, пригласительных билетов и т. д. Вся эта работа открывает большие возможности для активизации познавательной деятельности.
интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду.Рассмотренные формы и методы изучения окружающего мира характеризуются интересом и стремлением учеников не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ, помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса.Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Преподаватель не передает знания, а помогает учиться и развиваться, является не единственным источником информации, а организатором познавательной деятельности, создателем условий для освоения разнообразных, сложных и в тоже время увлекательных способов работы.
Ссылки на ресурсы:http://ramki-vsem.ru/fony/fon_127.jpg - фон.http://s4.pic4you.ru/y2014/06-20/12216/4456313-thumb.png - цветы и бабочка. http://img-fotki.yandex.ru/get/5908/valenta-mog.1f0/0_7e0eb_9add2983_M.png - бабочка .http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/16969765.f8/0_6fab9_fc193a48_M.png - цветок.Шаблон презентации.