Презентация по обобщению опыта по теме Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельностиВоспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка» Игольницына Евдокия Леонидовна
Принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС: - формирование познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Экспериментирование - рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Китайская пословица гласит:«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Задачи: - Формировать первичные представления о объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - Формировать познавательную активность, мотивационно - потребностную сферу детей, положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;- Развивать у детей исследовательские умения (наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственной зависимости, умение делать выводы, фиксировать результат наблюдения, способность к прогнозированию).
Этапы по формированию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности- 1 этап - подготовительный- 2 этап - побудительно-стимулирующий- 3 этап - конструктивно-творческий
Подготовительный этап (младший дошкольный возраст)Задачи:- обогащать сенсорный опыт детей, обследовательские умения;- развивать у детей способность самостоятельно развертывать индивидуальную игровую, предметную деятельность;- учить детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы, переносить функции с одного предмета на другой.
Развивающая предметно-пространственная среда: - полифункциональные предметы: катушки, баночки, коробочки, бутылочки, крупные пуговицы, тюбики из-под крема и пасты, губки разных размеров; - мелкие образные игрушки; - различные наборы кубиков и конструкторов; - природный материал.
Результаты I этапа:- сформировались навыки обследовательских действий; - способность к самостоятельному построению индивидуальной предметно-игровой деятельности; - многофункциональное использование предметов-заместителей; - возникновение любознательности.
Побудительно-стимулирующий этап (средний дошкольный возраст)Задачи:- обогащать представления детей об окружающем мире;- развивать умение пользоваться приборами- помощниками;- развивать элементарные умения фиксации результатов наблюдений;- учить сравнивать, наблюдать, обобщать.
Опыты: - «Почему не тонут корабли?»- «Почему все звучит?»- «Каждому камешку свой домик»- «Делаем мыльные пузыри»
Результаты II этапа: - действия воспитанников стали более обдуманными и целенаправленными;- появились умения пользоваться приборами помощниками;- дети научились устанавливать простейшие причинно-следственные связи; - дети стали задавать вопросы познавательного характера - «Почему?»;- освоили умения фиксировать результаты наблюдений.
Конструктивно-творческий этап (старший дошкольный возраст)Задачи:- формировать положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;- развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы;- развивать навык применения освоенных способов на новом материале.
Центр «Уникум»- «Магнитный конструктор»- «Лего Дупло»- Наборы «Юный экспериментатор»- Геометрические головоломки- Танграм- Развивающие и логико-математические игры- Шашки, шахматы
Мини-лаборатория «Юный исследователь»
«Портфолио дошкольника»
Взаимодействие с родителями воспитанников:- Анкетирование- Консультации - Рекомендации по созданию домашней библиотечки с детской познавательной литературой- Разъяснения по проведению в домашних условиях занимательных опытов «Картотека интересных экспериментов из различных материалов»- Приглашение для участия в мероприятиях: досуг «Школа волшебников», в проектах «Моя коллекция», «Чудеса воздуха»
Мониторинг развития познавательной активности
Сборники конспектов- Картотека «Интересные опыты и эксперименты из различных материалов для детей»;- Планирование «Работа детской лаборатории с детьми среднего дошкольного возраста»;- Конспекты «Досуги и викторины по познавательному развитию для старших дошкольников»;- Планирование «Наблюдения за объектами и явлениями природы в младшей и средней группах ДОУ»;- Сборник «Взаимодействие с родителями воспитанников по формированию познавательной активности у дошкольников»;- «Конспекты занятий по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием экспериментирования».