Презентация Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей с ОВЗ посредством продуктивной деятельности


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». В.А.Сухомлинский «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации детей с ОВЗ посредством продуктивной деятельности» Хапрова Надежда ВикторовнаТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (дошкольное отделение) ПАСПОРТ ПРОЕКТАВид проекта – средней продолжительности.Срок реализации проекта – 1 год: июнь 2014г. – май 2015 г. Тип проекта – специализированныйУчастники – дети старшего дошкольного возраста, специалисты, воспитатели, родители.Форма представления – презентация. АННОТАЦИЯПредложенный проект – это попытка на практике показать систему работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ и акцентировать внимание взрослых (педагогов, родителей) на важность данной проблемы в коррекционно-образовательном процессе. АКТУАЛЬНОСТЬРазвитие мелкой моторики руки - одна из важнейших задач развития ребенка дошкольного возраста при подготовке его к школе. Отделы коры головного мозга, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой (мелкой) ручной моторики, расположены близко друг от друга и тесно взаимосвязаны. Следовательно, развитие тонкой моторики руки у ребенка стимулирует развитие речевых центров, что очень актуально в работе с детьми с ОВЗ. ПРОБЛЕМАРазвитию мелкой моторики у детей с ОВЗ уделяется недостаточно внимания на занятиях и в нерегламентированной деятельности. ПРОТИВОРЕЧИЯМежду недостаточным уровнем развития мелких моторных движений и необходимостью формирования социально интегрированной личности.Между сложившимися методами формирования мелкой моторики и необходимостью внедрения новых результативных методик по данной проблеме.Между необходимостью развития мелких моторных движений у детей с ОВЗ и дефицитом знаний по этому вопросу у родителей, воспитывающих проблемного ребенка. ЦЕЛЬСоздать и апробировать систему работы по коррекции мелких моторных движений кистей и пальцев рук у детей с ОВЗ, которая позволит нивелировать нарушения мелкой моторики и обеспечит личностное и речевое развитие ребенка. ЗАДАЧИИзучить научно-методическую литературу по данной теме.Осуществлять коррекцию нарушений речи путем тренировки движений пальцев рук.Способствовать развитию познавательной активности.Стимулировать развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления воображения.Формировать навыки самомассажа кистей и пальцев рук.Развивать гибкость, ловкость, силу кистей и пальцев рук с помощью тренажеров.Использовать новые технологии в работе по развитию мелкой моторики.Организовать просвещение родителей по данной теме. ТЕХНОЛОГИИЛичностно-ориентированный подходПедагогика сотрудничестваИгровая технологияИспользование приемов создания проблемных ситуацийЗдоровьесберегающие технологии ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫПовышение эффективности коррекционно-воспитательной работы по развитию мелкой моторики.Развитие гибкости, ловкости пальцев рук.Динамика в развитии памяти, внимания, мышления, речи.Повышение уровня самооценки, самостоятельности.Активное включение родителей в коррекционно-воспитательный процесс. Модель коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗРОДИТЕЛИПЕДАГОГИДЕТИПодготовительный этапОсновной этапЗаключительный этап ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание работыСроки1.Изучение научно-методической литературы и Интернет ресурсов по темеИюнь-август2.Изучение опыта коллег по данной темеАвгуст3.Организация взаимодействия со специалистамиАвгуст4. Подбор, приобретение и изготовление игр на развитие мелкой моторики; создание сенсомоторного уголкаИюнь-август5. Разработка программы по развитию мелкой моторики в продуктивных видах деятельностиИюнь-сентябрь6. Диагностика уровня развития мелкой моторики детейСентябрь7. Разработка картотеки пальчиковых игр по тематическому планированиюСентябрь8. Подбор материала для работы с родителямиСентябрь Диагностика уровня развития мелкой моторики детей старшей группы за 2014 – 2015 уч.год.Результаты диагностического исследования на начало уч.года. 1 – умение работать ножницами 2 – конструктивные умения 3 – овладение основными приемами лепки ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТА С ДЕТЬМИ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание работыСроки1. Пальчиковая гимнастика. Самомассаж. Занятия в сенсомоторном уголкеЕжедневно2. Досуг «Наши руки не для скуки» (с элементами самомассажа)Март 20153. Продуктивные виды деятельности.Ежедневно4. Работа по программе по развитию мелкой моторики.2 раза в неделю5. «Коррекционный час» по развитию мелкой моторики3 раза в неделю РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ: осматривание исследование распознаваниеПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ: с предметами без предметов с песком и водойНИТКОПИСЬ: наматывание выкладываниеМАССАЖ: с предметами самомассажКОНСТРУИРОВАНИЕ: разрезные картинки крупный и мелкий конструктор мозаика, палочкиЛЕПКА: игры с пластилином тестопластика глиняная фантазияАППЛИКАЦИЯ: вырезывание скатывание обрывание комканиеРИСОВАНИЕ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКЕНаправления работы по развитию мелкой моторики РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Содержание работы Сроки1. Анкетирование родителей Сентябрь2. Выступление на родительском собрании на тему: «Какие игрушки нужны нашим детям?»Октябрь3. Семинар-практикум «Пальчиковые игры»Ноябрь4. Оформление папки-передвижки «Разговорчивые пальчики», бюллетень «Мы вместе!»Ноябрь5. Круглый стол «Мы и наши дети»Декабрь6. Фотовыставка «Наши ловкие ручки»Январь7. Индивидуальные консультации для родителейВ течение года8. Выставка детских работ «Разноцветные белые вороны.В течение года ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Проведение сравнительного анализа результатов и определение эффективности работы по проекту1 – умение работать ножницами 2 – конструктивные умения 3 – овладение основными приемами лепкиРезультаты диагностического исследования (май 2015г.) ВЫВОДЫВыстроена система работы по развитию мелкой моторики кистей рук (уровень развития мелкой моторики повысился на 15%).Повысился уровень речевого развития детей (по результатам логопедического обследования на 12%), навыков самообслуживания.У родителей сформировалась активная позиция по необходимости развития мелкой моторики детей. развитию мелкой моторики способствовала развитию мелкой моторики кистей рук и зрительно-двигательной координации, повышению самостоятельности в работе. Таким образом, в результате удалось достичь устойчивой положительной динамики в развитии мелких моторных движений, что способствовало речевому развитию, развитию психических процессов.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ1.Безруких М.М., Филиппова Т.А. Тренируем пальчики. - М.: Дрофа, 2000.2. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. - М., ГНОМ и Д, 2003. 3. Бирюкова А.А. Самомассаж для всех и каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1987.5.4 Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Академия, 2002.5. Вольнова Л.М. Движение-мысль-слово. - Пермь, 1999.6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 1997.7. Киселева В. Развитие тонкой моторики. - Дошкольное воспитание. – 2006. - № 1.8. Мальцева И.В. Упражнения для пальчиков. - М: Карапуз, 2000.9. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992.10. Плутаева Е., Лосев Н. Развитие мелкой моторики у детей с проблемами в развитии. - Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3,5,7.11. Синицина Е. Умные пальчики. - М: Лист, 1999.12. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб: Лань, 1997.13. Чудакова А. О подготовке руки к письму. - Дошкольное воспитание. – 2005. - № 9.