Презентация по биологии Изменения и дополнения в заданиях ОГЭ по биологии в 2016году (9класс)
Изменения и дополнения в заданиях ОГЭ по биологии в 2016 году.Презентация подготовлена учителем биологии МКОУ «СОШ»№17 г.о Нальчик Хашхожевой Раисой Индарбиевной
Экзаменационные материалы по биологии направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общие закономерности жизни», предметных умений и видов познавательной деятельности. В экзаменационных материалах высока доля заданий по разделу «Человек и его здоровье», поскольку именно в нем рассматриваются актуальные для обучающихся вопросы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.
Изменения в КИМ 2016 года по сравнению с 2014 годомЭкзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 32 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 4 задания с развёрнутым ответом. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).Ответы к заданиям 1–22 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.Ответы к заданиям 23–28 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.К заданиям 29–32 следует дать развёрнутый ответ. Заданиявыполняются на отдельном листе.
Распределение заданий по частям работы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ЧастиработыКоличествозаданийМаксимальныйпервичный баллПроцент отмаксимальногопервичного балла,равного 46Тип заданий1Часть 1 283576Задания с кратким ответом2Часть 241124Задания с развёрнутым ответом3246100
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Уровень сложности заданийКоличествозаданийМаксимальныйпервичный баллПроцент максимального первичногобалла за задания данного уровня сложности от максимального первичногобалла за всю работу, равного 46Базовый222248Повышенный 71635Высокий 3817Итого3246100
Образцы бланков ответов на ОГЭ в 2016 г.
Образцы заполнения бланков ответов по биологии на ОГЭ в 2016 г.
Перечень дополнительных материалов, которыми можно пользоваться на каждом их предметов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭкзаменПодготовка дополнительных материаловУчастник ОГЭбиологияЛинейка, карандаш, непрограммируемый калькулятор
Особенности экзаменационной работы 2016Задания экзаменационной работы формулируются на основе тем всего курса биологии основной школы и распределены следующим образом: задания по теме «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» составляют 12% заданий всей экзаменационной работы; «Животные» 11%; «Человек и его здоровье» 45%; «Общие закономерности живого» 32%. Преобладание заданий по разделу «Человек и его здоровье» объясняется тем, что данная тема в наибольшей степени отвечает общим целям обучения биологии на ступени основного общего образования, сформулированным в государственном стандарте основного общего образования.
Часть 1При выполнении заданий 1–22 в поле ответа запишите одну цифру,которая соответствует номеру правильного ответа.1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландскогохудожника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII в.?1) моделирование2) измерение3) эксперимент4) наблюдение2. Сущность клеточной теории отражена в следующем положении:1) из клеток состоят только животные и растения2) клетки всех организмов близки по своим функциям3) все организмы состоят из клеток4) клетки всех организмов имеют ядро3. Плесневые грибы человек использует при1) выпечке хлеба2) силосовании кормов3) получении сыров4) приготовлении столового вина
4. Плод паслёновых растений картофеля и томата называют1) клубнем2) корнеплодом3) корневищем4) ягодой5. У покрытосеменных растений, в отличие от голосеменных,1) тело составляют органы и ткани2) оплодотворение происходит при наличии воды3) в семени формируется зародыш4) осуществляется двойное оплодотворение6. Поступление кислорода в тело гидры происходит через1) жаберные щели2) дыхальца3) клетки щупалец4) всю поверхность тела7. Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде.1) летающими насекомыми2) мышевидными грызунами3) твёрдыми плодами4) зелёными побегами8. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?1) строение передних конечностей2) уровень обмена веществ3) общий план строения4) забота о потомстве
9. Нервные узлы в нервной системе человека относят к её1) периферическому отделу2) центральному отделу3) коре больших полушарий4) подкорковым ядрам10. Какой сустав человека изображён на рентгеновском снимке?1) тазобедренный2) коленный3) плечевой4) локтевой11. До применения вакцины многие дети в нашей стране болели коклюшем.Какой иммунитет возникает после перенесения ребёнком этогоинфекционного заболевания?1) естественный врождённый2) естественный приобретённый3) искусственный активный4) искусственный пассивный12. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначеноправое предсердие?1) А2) Б3) В4) Г
13. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном каналечеловека?1) участвуют в образовании водорастворимых витаминов2) повышают скорость продвижения пищи во время переваривания3) нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества4) увеличивают поверхность соприкосновения пищи со стенкой кишечника14. Какую функцию выполняет пигмент меланин, образующийся в кожечеловека?1) защищает организм от ультрафиолетового излучения2) служит резервным питательным веществом для клеток3) способствует сохранению тепла организмом4) укрепляет клетки кожи15. Где расположены рецепторы, позволяющие изображённому на рисункегимнасту выполнять данные упражнения?1) полукружные каналы2) гипоталамус3) сетчатка4) улитка
16. В XIX в. И.М. Сеченов сказал, что: «Человек без … остался бы вечно вположении новорождённого». Какой термин из предложенных следуетпоставить на место пропуска?1) характер2) память3) эмоция4) потребность17. Если кровь из раны вытекает пульсирующей струёй и имеет ярко-алый цвет,то кровотечение у пострадавшего1) венозное, и достаточно наложить тугую повязку2) артериальное, и достаточно наложить тугую повязку3) артериальное, и необходимо наложить жгут4) венозное, и необходимо наложить жгут18. Какова роль разрушителей в экологических сообществах?1) обеспечивают производителей минеральным питанием2) синтезируют глюкозу из неорганических веществ3) поедают растительные организмы4) служат дополнительным источником энергии для агроценозов19. На рисунке изображён отпечаток археоптерикса.Многие учёные считают его ископаемой переходной формой между древними1) птицами и млекопитающими2) пресмыкающимися и птицами3) пресмыкающимися и млекопитающими4) земноводными и птицами
20. На фотографии изображен шаростержневой фрагмент ДНК. Какой метод позволил ученым создать такое трехмерное изображение молекулы?1)классификации2)эксперимента3)наблюдения4)моделирования21. Изучите график, отражающий процесс роста и развития насекомого.Определите длину насекомого на 30-й день его развития.1)3,42)2,83)2,54)2,0
22. Верны ли следующие суждения о цепях питания?А. При переходе с одного трофического уровня на другой количествоэнергии увеличивается.Б. Цепи питания могут начинаться с органических остатков.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверныОтветом к заданиям 23–28 является последовательность цифр.Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в текстеработы.23. Что из перечисленного может стать причиной возникновения СПИДа?Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, подкоторыми они указаны.1) пользование общественным туалетом2) поцелуй в щёку больного СПИДом3) нахождение за одной партой с больным СПИДом4) пользование чужой зубной щёткой5) прокалывание ушей6) нанесение татуировки{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}
24. Известно, что крот обыкновенный – почвенное млекопитающее, питающеесяживотной пищей.Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка триутверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса – 170–319 г.2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавшихна их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В этовремя самка выкармливает его молоком.4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу – дотипичных степей.6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедаетслизней, насекомых и их личинок.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}
25. Установите соответствие между признаками и классами животных, длякоторых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбцаподберите соответствующий элемент из второго столбца.ПРИЗНАКИ КЛАССЫ А) У части представителей в развитии имеетсястадия куколки.Б) Подавляющее большинство представителей –хищники.В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.Г) Способны поглощать только жидкую пищу.Д) Имеют четыре пары ходильных ног.Е) На голове могут располагаться простыеи сложные глаза.Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.1) Насекомые2) Паукообразные{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АБВГДЕ
26. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проращиваниюсемян. Запишите цифры, которыми обозначены пункты инструкции,в правильной последовательности в таблицу.1) На бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч)семян огурцов.2) Закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой.3) Смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опытаона была постоянно влажной.4) Через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневникнаблюдений.5) Возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу.6) Поставьте тарелку в тёплое место.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}
27. Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенногоперечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текстцифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр(по тексту) запишите в таблицу.ТИПЫ КЛЕТОКПервыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, – _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного _________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая _________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных _________(Г) и синезелёных.Перечень терминов:1) хромосома2) прокариотные3) цитоплазма4) кольцевая молекула5) ядро6) одноклеточное животное7) бактерия8) эукариотные{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АБВГ
28. Рассмотрите фотографию листа берёзы. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.А. Тип листа1) черешковый2) сидячийБ. Жилкование листа1) параллельное2) дуговидное3) пальчатое4) перистоеВ. Форма листа
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой частиД. Форма края листа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АБВГДЕ
Введение в экзаменационные материалы небольших по объему (около 1500 знаков) и разных по тематике биологических текстов позволяет объективно проверить не только предметные, но и общеучебные умения, навыки и способы деятельности: находить нужную информацию, представленную в явном или в скрытом виде; проводить анализ и обобщать прочитанное, строить на основании изученного текста собственные умозаключения; отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющуюся в тексте информацию; соотносить собственные знания с информацией, полученной из текста.
Часть 2. Для ответов на задания 29–32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.Прочитайте текст и выполните задание 29.ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВВ Средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки по куску змеи, рыбы, угря и говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие: открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было. В XIX в. серьёзный удар по теории самозарождения нанёс Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Учёный сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил её мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (учёный использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерий. Следовательно, учёные, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого Используя содержание текста «Происхождение живых существ», ответьте наследующие вопросы.1) Какое оборудование использовал в своем эксперименте Ф. Реди?2) Что было объектом исследования в опытах Л. Пастера?3) Как на мясе в открытых банках могли появиться черви?
Отбор статистических данных для задания части 2 осуществлен с учетом доступности, актуальности и соответствия биологическому содержанию, изучаемому в основной школе, а также познавательного интереса учащихся. Учитывались и возможности объективной проверки конкретных знаний, умений и видов деятельности, удовлетворяющих требованиям уровня подготовки экзаменуемых. Введение в экзаменационные материалы статистических данных биологического содержания дает возможность проверить следующие предметные и общеучебные умения, навыки и способы деятельности: – находить нужную информацию, представленную в таблицах; – проводить анализ данных, находить явные и скрытые связи, строить на основании сравнений данных собственные умозаключения; – отвечать на поставленные вопросы, опираясь на имеющиеся данные представленные в таблицах; – соотносить собственные фактические знания с информацией, полученной из данных таблиц.
Алексей и Иван – страстные поклонники спокойных пеших прогулок. В один из солнечных летних дней они решили совершить очередной выход на природу. Второпях ребята забыли приготовленный с вечера сухой паёк. Ребята пробыли в лесу около 4 часов и голодные, смогли добраться до ближайшего придорожного кафе только к вечеру. Используя данные таблиц 1 и 2, предложите одному из них оптимальное по калорийности, с максимальным количеством углеводов меню из перечня предложенных блюд и напитков, которые помогут компенсировать затраты от многочасовой пешей прогулки. При выборе учтите, что каждый из ребят обязательно закажет Фреш МакМаффин и апельсиновый сок, но при этом откажется от мороженого с шоколадным наполнителем. В ответе укажите: энергозатраты пешей прогулки; заказанные блюда, которые не должны повторяться; калорийность ужина, которая не должна превышать энергозатраты во время прогулки, и количество углеводов в нём.Таблица 1Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафе быстрого питанияБлюда и напиткиЭнергетическая ценность (ккал)Белки (г)Жиры (г)Углеводы (г)Двойной МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина)425393341Фреш МакМаффин (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина)380191835Чикен Фреш МакМаффин(булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица)355131542Омлет с ветчиной350211435Салат овощной603010Салат «Цезарь» (курица, салат, майонез, гренки)250141215Картофель по-деревенски31551638Маленькая порциякартофеля фри22531229Мороженое с шоколадным наполнителем32561150Вафельный рожок1353422«Кока-Кола»1700042Апельсиновый сок2252035Чай без сахара0000Чай с сахаром (две чайные ложки)680014
Виды физической активностиЭнергетическая стоимостьПрогулка – 5 км/ч; езда на велосипеде – 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная4,5 ккал/минПрогулка – 5,5 км/ч; езда на велосипеде – 13 км/ч; настольный теннис; большой теннис (парный)5,5 ккал/минРитмическая гимнастика; прогулка – 6,5 км/ч; езда на велосипеде – 16 км/ч; каноэ – 6,5 км/ч; верховая езда – быстрая рысь6,5 ккал/минРоликовые коньки – 15 км/ч; прогулка – 8 км/ч; езда на велосипеде – 17,5 км/ч; бадминтон – соревнования; большой теннис – одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи7,5 ккал/минБег трусцой; езда на велосипеде – 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде9,5 ккал/минТаблица 2Энергозатраты при различных видах физической активности