Презентация для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе. Блок, посвященный творчеству М.Ю.Лермонтова.


Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Валерик».Анализ, истолкование, оценка в рамках подготовки к экзаменационному сочинениюУчитель Хомутова Т.П.Октябрь 2014г. Подумайте, какие слова стихотворения можно было бы, на ваш взгляд, использовать в качестве темы сочинения или эпиграфа к нему? Вспомните, что связывает М.Ю.Лермонтова «Кавказ»? Биографические сведения о ЛермонтовеВпервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком. Будучи взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы. В 1837 году Лермонтов был сослан на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом. Расскажите, что вы знаете об истории создания стихотворения «Валерик»? Из истории создания стихотворенияСтихотворение великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, посвящённое сражению на реке Валерик, было написано сразу после боя в 1840 году и впервые опубликовано (с пропусками) в 1843 году в альманахе «Утренняя заря» под заглавием «Валерик». Каковы жанровые и композиционные особенности стихотворения? По форме «Валерик» — любовное послание, включающее и охватывающее, однако, стихотворную повесть или стихотворный рассказ, это своеобразная исповедь героя-повествователя перед любимой женщиной, так как обращено к возлюбленной Лермонтова В. А. Лопухиной. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания. Обращение к женщине служит обрамляющим описанием битвы и походного быта, что соединяет личные переживания героя и общий трагизм событий, участником которых он является. Лопухина Варвара Александровна (Миниатюра Э. Мартена. 1833 год) Помимо данного стихотворения Варваре Лопухиной были посвящены и обращены следующие произведения Лермонтова: • «Мой друг, напрасное старанье» • «Молитва» • «Мы случайно сведены судьбою» • «Она не гордой красотою» • «Оставь напрасные заботы» • «Расстались мы, но твой портрет» • «Слова разлуки повторяя» • «У ног других не забывал» Имел ли М.Ю.Лермонтов непосредственное отношение к битве? Битва у реки Валерик произошла 11 (23) июля 1840, примерно в 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный) между российским Чеченским отрядом генерал-лейтенанта А. В. Галафеева и северокавказскими горцами под командованием наиба Ахбердила Мухаммеда в ходе экспедиции русских войск против восставших. В официальных военных сводках о Лермонтове сказано следующее:« Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы. » Михаил Лермонтов (после боя при Валерике) Портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова бароном Д. П. Паленом после валерикского боя, в палатке барона Л. В. Россильона. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. За свою храбрость Лермонтов был несколько раз представлен к наградами, но он так и не получил ордена, так как его имя было вычеркнуто из окончательного списка награждённых императором Николаем I. М.Ю. Лермонтов, Г.Г. Гагарин. «Эпизод из сражения при Валерике» Как воспринимал войну поэт? Как он то показывает? Его собственные чувства о войне смешались. «Я вошел во вкус войны и уверен, что для человека, который привык к сильным ощущениям , мало найдется удовольствий, которые бы не показались приторными.» — писал он в письме к своему другу А. А. Лопухину. Из этого видно, что поэт смотрит на войну как на азартную игру со смертью и с бодрым сарказмом пишет в том же письме: «…в овраге, где была потеха…». Но в конечном счёте он всё же рассматривает войну как бессмысленную резню. Бой при Валерике (картина Михаила Лермонтова) Как и во многих произведениях Лермонтова, здесь нашёл отражение трагизм противоречия между исторической необходимостью присоединения Кавказа к России и методами, с помощью которых оно осуществлялось. Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева. Реалистическая точность общей картины сражения, документальная достоверность каждой её детали были в ту пору в литературе о войне явлением необычайным. Так же, как в «Бородино» (1837 г.), Лермонтов в стихотворении «Валерик» показывает войну глазами рядового участника битвы, переносящего все тяготы и лишения походного быта, которые его волнуют, каким представлен герой стихотворения «Валерик. это нашло выражение и в подчеркнутой простоте, страданиях рядовых участников сражения:Но слезы капали с ресниц,Покрытых пылью… и в поразительной точности описания смерти умирающего капитана: …На шинели,Спиною к дереву, лежал Их капитан. Он умирал.В груди его едва чернели Две ранки, кровь его чуть-чуть Сочилась. Но высоко грудь И трудно подымалась; взоры Бродили страшно, он шептал:«Спасите, братцы. Тащат в горы.Постойте — ранен генерал…Не слышат…» Долго он стонал,Но всё слабей, и понемногу Затих и душу отдал Богу.На ружья опершись, кругом Стояли усачи седые…И тихо плакали… В чем состоит, по мнению поэта, особенный трагизм войны? Война воспринята и изображена поэтом с точки зрения солдата, непосредственного участника событий. Особый трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, придаёт то, что горские племена, к которым поэт относится с уважением и любовью, и русские солдаты, на стороне которых он воюет, вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности «беспрестанной и напрасной» вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеческом естестве и «вечно гордой и спокойной» жизни природы: И с грустью тайной и сердечной Я думал: «Жалкий человек.Чего он хочет!.. Небо ясно,Под небом места много всем,Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?»Галуб прервал мое мечтанье.Ударив по плечу, — он был Кунак мой, — я его спросил, Как месту этому названье?Он отвечал мне: «Валерик,А перевесть на ваш язык,Так будет речка смерти: верно,Дано старинными людьми». Размер стиха — четырехстопный ямб, рифмовка лишена всякой упорядоченности: рифмы то перекрестные, то опоясывающие, то смежные, причем могут рифмоваться два или три стиха без всякой регулярности. Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать её бессмысленность, неестественность и уродливость. С этой целью ломается стих, который перестает быть мерно и плавно текущим, гармоничным и музыкальным. Жестокая проза жизни и литературы торжествует над поэзией жизни и литературы. Напряженная, форсированная, возвышенная стилистика постепенно уступает место «прозаической» речи, сниженному стилю, обиходному разговорному языку. В концовке стихотворения философско-романтическая ирония переведена в бытовой план: все описанное в стихотворении шутливо именуется «шалостью» «чудака», размышления которого над жизнью и смертью не стоят внимания. В лучшем случае они способны «развеселить» и не надолго занять мысль и воображение адресата послания: Теперь прощайте: если вас Мой безыскусственный рассказ Развеселит, займет хоть малость,Я буду счастлив. А не так?Простите мне его как шалость И тихо молвите: чудак!.. Как вы думаете, почему Лермонтов рассказывает любимой женщине об этом страшном бое? Подумайте:какие слова стихотворения можно было бы, на ваш взгляд, использовать в качестве темы сочинения или эпиграфа к нему? "Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик«"В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?«Я думал: жалкий человек…»