Презентация педсовета на тему Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе
"Педагогические приемы создания ситуации успеха ученика в школе"МАОУ «СШ №33» г. ХабаровскМаслова Е.А.
"Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать" (Франсуа де Ларошфуко);"Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.«Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя...радость успеха может померкнуть" (В.А. Сухомлинский).
Игра"Незаконченные предложения".
Если я получаю хорошую отметку, это значит...Плохо подготовился, не выучил, плохо работал, плохо прочитал, что-то не понял, мало знанийНужно пересдать, исправитьЯ огорчен,очень плохо,стыдно, расстраиваю учителя, на душе неприятноЯ глупый,я ленивая,не умная, я плохойНаругают и дома и на уроке, мне крантыМне все равноВиноват учитель
Мне всегда приятно, когда взрослые...Ставят 5, хвалятУлыбаются, рады, доброжелательные, понимающие,вежливые, здороваются, называют по имени, разговаривают со мной хорошоНе ругают, не кричат,не делают замечаний, не оскорбляют,не придираютсяПомогают,поддерживают нас,дают шанс исправить плохие отметки,говорят, что все получится,рассказывают жизненные истории, знают меня с лучшей стороны, обращают на меня вниманиеНе разговаривают со мной, меня не спрашивают
Я чувствую себя уверенно, когда на урокеВыучила, все знаю,могу ответить,получил хорошую оценку, готов к уроку, понимаю задание, все получается, меня спросили, уверенСпокойно и тихо, никто не кричит,полная тишина,все спокойно,хорошая обстановка, учитель не зол, много интересногоЕсли забыл дневник,меня не спрашивают,меня нет, я сплю,нет учителяКлассный руководитель, мало человек,поддерживают друзья, сидит мама,мой любимый учитель, на меня не глазеют
Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что ...Он вызовет к доске ,хочет меня спроситьЯ попал, завалит вопросами, поставит 2, она меня сейчас убьет, наругает, он меня ненавидит, сейчас добьют, начнется нечто ужасноеОна добрая, красивая, она самая лучшая, моя вторая мама, я ее люблю, она загадочнаяОна все знает, умный человек, слишком крепкие нервы , он готовился к уроку и рад давать знания, поможет отучиться в школе, этот человек знает свой предмет, она думает быстрее насНичего не хочется, мне будет плохо, я отвожу взгляд,опять не спросят, сомневаюсь в своем ответе
Результаты опроса педагогов«Незаконченные предложения»
Начиная урок, я произношу…Здравствуйте(приветствие)Я рада Вас видетьВы сегодня хорошо выглядите, на вас приятно смотретьКакое настроение музыка внесла в наш класс?Начинается урок, он пойдет ребятам впрокЕсли у вас хорошее настроение-улыбнитесь, пожелайте друг другу удачиНа меня все посмотрели, ваши глазки заблестели
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю…Работай, включайся в урок, все работают и ты тоже, надо работать, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в институт, выполняй задание, будь активнееВыясняю причину, почему не получается, давай разберемсяПодними глазки-подумай, попытайся снова и успокойся, старайся, у тебя все получится, терпение и труд-все перетрут, будешь стараться-все получится.Почему не работаешь?Что случилось? У тебя плохое настроение?Почему не принимаешь участие в обсуждении? Как ты считаешь? Как ты думаешь? Ты чем занимаешься?Иди к доске, убери телефон, получишь индивидуальное задание, сдашь тетрадь на оценку на перемене, получишь 2, делаю последнее замечание, потом идешь к доскеПривожу слова Д.Б.Кабалевского: "У ученика не может быть неправильного ответа". Задача учителя подвести ребенка к верному ответу.
Перед контрольной работой обычно я говорюБудьте внимательны, не торопитесь, думайте, слушайте внимательно, работайте старательно, настроились на серьезную работу, проверяйте себяКак дела? Как настроение?Все получится, вы все сделаете правильно, вы все знаете и умеете, верьте в свои силыСейчас проверите, на что способны
По моему мнению, на эффективность урока влияетПодготовка учащихся и учителя,качество знаний учителя и учеников, настроение учителя и учеников, личный контакт между учениками и учителем,педмастерство учителя, отношение к предметудисциплина,доброжелательная обстановка, отношение к детям, межличностные отношения в классе, систематичность требованийСмена видов деятельности, деятельностный подход,разнообразие форм и методов работы, тема урока, целеполагание, организация урока, разнообразие материала, интересные задания, примеры из жизни, активность, общая мотивация, внимание учениковТворческая организация урока, сотрудничество, сотворчество,увлеченность учителя, нестандартные задания, использование ИКТСамочувствие учителя, спокойный голос учителя, улыбка
Что такое успех?
Успех-это…– это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности.– это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремится человек, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их- ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Что ты чувствуешь, когда у тебя не получается выполнить задание….Что сделает в этой ситуации учитель….
Успех и ситуация успеха.В связи с этим, обращаясь к ситуации успеха в учебной деятельности, необходимо понимать те психолого – педагогические механизмы, которые лежат в ее основе.Прежде всего следует разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Успех прежде всего связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Помня об этих положительных эмоциях, субъект деятельности и в следующий раз с удовольствием возьмется за подобную работу. Следовательно, если помочь человеку однажды достичь положительного результата, то тем самым можно смотивировать его на будущую деятельность. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация – это то, что способен организовать учитель.
Советы по конструированию ситуации успехаставьте перед учениками трудные, но достижимые цели;при оценке деятельности детей хвалите исполнителя, а критикуйте исполнение;знакомьте родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;расширяйте круг положительного общения путем включения детей в микрогруппы;побуждайте ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;стимулируйте мотивацию успеха в общем деле;способствуйте формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.
Методы и приемы, моделирующие ситуацию успеха
Технологические операции создания ситуаций успеха.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ОПЕРАЦИЯНАЗНАЧЕНИЕРЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА1. Снятие страхаПомогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}2. Авансирование успешного результатаПомогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.«У вас обязательно получиться..»«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельностиПомогает ребенку избежать поражения.Достигается путем намека, пожелания.«Возможно, лучше всего начать с…..»«Выполняя работу, не забудьте о…..»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4. Внесение мотиваПоказывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}5. Персональная исключитель-ность.Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.«Только ты и мог бы….»«Только тебе я и могу доверить…»«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}6. Мобилизация активности или педагогичес-кое внушение.Побуждает к выполнению конкретных действий.«Нам уже не терпится начать работу…»«Так хочется поскорее увидеть…»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}7. Высокая оценка детали.Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.«Тебе особенно удалось то объяснение».«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
Из опыта работы учителей…
Работа в микрогруппах
«Пессимисты» Цель: выявить неоднозначность влияния успеха на учебную деятельность школьника. Вопросы и з а д а н и я :1.Каковы негативные последствия непрерывного успеха в учебной деятельности? 2.Как ситуация неуспеха влияет на становление личности? Приведите примеры из школьной практики. 3.Предложите приемы создания ситуации успеха на уроке. 4. Предложите 20 способов сказать ученику «Ты-молодец!» «Оптимисты»Цель: доказать необходимость создания ситуаций успеха на уроке. Вопросы и задания:1. Каково положительное влияние успеха:а) на мотивацию учебной деятельности школьника;б) на формирование межличностных отношений;в) на результативность учебного процесса?Приведите примеры из школьной практики. 2.Предложите приемы создания ситуации успеха на уроке. 3. Предложите 20 способов сказать ученику «Ты-молодец!»
Игра «Я успешна»Предлагаем нарисовать себя в виде цветка или дерева и продолжить фразу : Успех- это…….
«Все в твоих руках»
Проект решения педсоветаСоздание в школе условий для развития и поддержки мотивации учебной деятельности школьников; Формировать у учащихся умения анализировать свою деятельность на уроке как основу самореализации и самосовершенствования.Учителям использовать педагогические приемы создания ситуации успеха на уроках и во внеурочной деятельности
Рефлексия (“Все в твоих руках”)На листе бумаги обвести левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Большой – для меня было важным и интересным… Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию. Средний – мне было трудно (мне не понравилось). Безымянный – моя оценка психологической атмосферы. Мизинец – для меня было недостаточно…