Обобщение опыта на тему Актуализация познавательных способностей учащихся на уроках русского языка


Активизация познавательных способностей учащихсяна уроках русского языка Цель: Повысить эффективность развития познавательных способностей детей за счет внедрения в образовательный процесс активных форм обучения русскому языку. Задачи: 1.Проанализировать имеющуюся методическую литературу по проблеме исследования.2.Разработать систему уроков-практикумов.3.Апробировать разработку.4.Проанализировать результаты. 1 этап Работа с готовым языковым материалом Цель: подготовить учащихся к выполнению более сложных заданий.Приемы: грамматический, фонетический, пунктуационный разборы;составление схем к словосочетаниям;расстановка знаков препинания в тексте. 2 этапВыбор языковых средств по известному образцу в связи с изменением данного языкового материала Цель: закрепить достигнутое на первом этапе, совершенствовать логику мышления учащихся, формировать умение применять знания и навыки в различных ситуациях.Приемы: переконструирование предложений, замена одних синтаксических конструкций другими; изменение форм слов при списывании; вставка букв и слов определенной грамматической категории, словосочетаний, синтаксических конструкций. 3 этап Частично-поисковая и поисковая деятельность. .Цель: обучение творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний, образованием слов. Приобретенные ранее учениками знания, умения и навыки применяются при создании языкового материала, хотя присутствуют и элементы работы по образцу.Приемы: конструирование предложений; составление словосочетаний по схеме с определенными словами; образование слов определенного значения и структуры. Особенность этапа - задания поискового характера, при выполнении которых дети овладевают анализом, исследованием различных сторон языковых явлений, развивают свою речь. Результатом проведения уроков – практикумов является развитие познавательных качеств личности Показатели:а) повышение интереса к урокам русского языка, познавательной и поисковой деятельности; б) повышение уровня самоорганизации, сформированность умения рационально распределять своё время на уроке, оценить результаты;в) умение применять на практике полученные знания;г) умение пользоваться другими источниками информации: словарями, справочниками, учебниками. Внеклассное мероприятие по теме: «Славлю тебя, русский язык».