Презентация к докладу Виды и структура современного урока


Виды и структура современного урока Стратегия инновационного развития РФ (2011 – 2020г.г.Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря Стратегическая цель - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина 2011 года №2227-р. ) Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Требования к структуре, условиям и результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на уровне начального и основного общего образования Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. статья 11 В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В рамках системно- деятельностного подхода построена и образовательная программа МБОУ Матвеево-Курганскоц сош №1.Задача ФГОС – создание среды для развития личности (персонификация) Персонификация(создание условий для личности ребенка) Организационная сфера Содержательная сфера Технологическая сфера Результативная сфера Принципы деятельностного урока интегратив-ность деятельность предметность преемственность сотрудничество доступность Система принципов построения урока Принцип деятельности Ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам;Ученик понимает и принимает систему норм учебной деятельности Принцип преемственности Ориентация на результат образования как системообра-зующий компонент Стандарта по формированию УУД Принцип доступности Управление темпами и содержанием развития в условиях организованной деятельности Принцип предметности Определение содержания понятий на основе деятельности с предметом; преобразование понятий в знаковые модели (образ, алгоритм, образец, схема и т.д.) Принцип сотрудничества Продуктивное взаимодействие на основе индивидуальных способностей и возможностей ученика Принцип интегративности Формирование обобщенного системного представления о мире: природе, обществе, самом себе, мире деятельности, науки. УРОК Урок – форма организации обучения с группой учащихся; законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса.Основными характеристиками урока являются понятия «тип урока», «структура урока». «вид урока». Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания. К этим элементам относятся: организация начала урока, постановка цели и задач урока, объяснение, закрепление, повторение, домашнее задание, подведение итогов урока. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.144. Структура урока в логике системно-деятельностного подхода Структура урока - совокупность элементов урока на основе учебной задачи и учебной ситуации, обеспечивающих персонифицированный результат. Традиционные элементы структуры урока: 1. Изучение нового материала.2. Закрепление пройденного.3. Контроль и оценка знаний.4. Домашнее задание.5. Обобщение и систематизация знаний.(учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого) Новые элементы структуры урока Целенаправленная мотивацияПланируемый результатПостановка учебной задачиСоздание учебной ситуацииРефлексияСотрудничество При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию. Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы. Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от типа урока, этапа изучения темы и образовательных задач урока. Классификация уроков по типам называется типологией урока. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация, согласно которой тип урока – это его характеристика, определяющаяся дидактической целью и местом урока в общей системе уроков по определенной теме. 1. Урок усвоения новых знаний:2  Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений5. Урок контроля знаний и умений6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.7. Комбинированный урок. Типы уроков по ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний:1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление.7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Первичное закреплениев знакомой ситуации (типовые)в изменённой ситуации (конструктивные)5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)1) Организационный этап.2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.4) Актуализация знаний.с целью подготовки к контрольному урокус целью подготовки к изучению новой темы5) Применение знаний и умений в новой ситуации6) Обобщение и систематизация знаний7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия)  4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Обобщение и систематизация знанийПодготовка учащихся к обобщенной деятельностиВоспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).5) Применение знаний и умений в новой ситуации6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.7) Рефлексия (подведение итогов занятия)Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу 5. Структура урока контроля знаний и умений1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5) Рефлексия (подведение итогов занятия)  7. Структура комбинированного урока.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3) Актуализация знаний.4) Первичное усвоение новых знаний.5) Первичная проверка понимания6) Первичное закрепление7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа Вид урока - это характеристика, отражающая методику проведения урока.В современной дидактике принято выделять традиционные и нетрадиционные виды урока. Традиционный вид урока ) (традиционный четырехкомпонентный урок), характеризуется наличием различных комбинаций его основных четырех компонентов:1) подготовка к усвоению новых знаний;2) усвоение новых знаний, умений;3) их закрепление и систематизация;4) применение на практике Нетрадиционные виды урока по существу, выступают модификациями урока-игры.Примеры нетрадиционных видов урока: урок-путешествие, концерт, суд, диспут, брифинг, пресс-конференция, урок-экскурсия, КВН, урок – спектакль; конкурс «Что? Где? Когда?», урок-защита проектов и др. Подготовительный этап включает в себя: Этап разработки игры содержит следующие элементы:3. Этап реализации игры в учебном процессе представляет собой педагогические действия преподавателя по следующим параметрам: Нетрадиционный урок (урок-игра) предполагает наличие трех взаимосвязанных этапов. Урок-игра позволяет решить следующие задачи: дидактические: ― расширение кругозора;― формирование познавательного интереса;― применение ЗУН в практической деятельности;― формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;― развитие общеучебных умений и навыков; воспитательные: ― воспитание самостоятельности и воли;― формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;― воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности; 3)развивающие: ― развитие внимания, памяти, мышления, речи;― формирование умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии;― развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения;― углубление мотивации учебной и профессиональной деятельности 4) социализирую-щие: ― приобщение к нормам и ценностям общества;― адаптация к условиям среды;― приобретение навыков самоконтроля и саморегуляции;― обучение навыкам поведения в системе многоаспектного межличностного взаимодействия. Воспроизведение усвоенных знаний в новых ситуациях и задачах Освоение нового на уровне навыков (тренинг) Движение системных знаний новым понятиям и смыслам Изменение представления учителя о современном уроке Ученик- субъект учебной деятельности Разнообразие источников знаний: слово учителя; тексты, самостоятельное наблюдение; учебные пособия; интернет-ресурсы; приборы и приспособления Структура урока динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность Учитель поддерживает инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной Критерии, по которым учитель оценивает ученика определены заранее и разделяются обучающимися На передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности обучающихся Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учительруководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал. К.Д. Ушинский ЛИТЕРАТУРА 1.Педагогика нового времени. Современный урок. Под редакцией Т.П.Лакоцениной. – Ростов, «Учитель», 2007. – 208с.2.М.М. Поташник «Требования к современному уроку». – Москва, Центр педагогического образования, 2007. – 270с.3.Справочник учителя. – Москва, 2005. – 120с. 4. Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001г. С.144. 5. Психология и педагогика : учебник / под ред. П. И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. Интернет- ресурсы. 6. http://nsportal.ru/ 7. government.ru методкабинет.рф/index.php/fgosnoo.html Доклад подготовил:учитель начальных классов МБОУ Матвеево-Курганской сош №1 Борисова О.В. Каждый из нас талантлив в чём - то, а вместе мы гениальны! ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!