Презентация по воспитательной работе: Детский коллектив как субъект и объект воспитания


Детский коллектив как субъект и объект воспитания Термин «коллектив»-произошел от латинского collectives- собирательный.Коллектив -это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, то есть находящийся в процессе своего становления ( например, детский коллектив). И сложившийся, «зрелый» коллектив, то есть с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности ( например, производственный коллектив и т.д.) Детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями. Первым коллективом для ребенка, воспитывающегося в общественной системе образования, становится:- детский сад; -школьный класс;-внешкольные коллективы; -учебная группа колледжа или вуза и т.п. Воспитательно-развивающий эффект общения и сотрудничества детей в коллективе в большой мере определяется уровнем их культурно-нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития. Тем более возростают возможности его положительного влияния на других. В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на трех уровнях:-информационном;-деятельностном;-эмоциональном; Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов (театральная постановка), в корректировке действий направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические общественно значимые мотивы. Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны. Это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. В педагогике выделяют три основные этапа развития детского коллектив.Первый этап – становления и первоначального сплочения. Второй этап в развитии детского коллектива может быть сложным. Так как в начале этого этапа могут возникать противоречия и конфликты. Третий этап развития – этап конструктивного сотрудничества, когда складывается собственно коллектив.