Вариативность использования художественно-педагогических технологий на уроках художественной культуры (из опыта работы районного методического объединения)


Методическое объединение учителей художественной культурыотдела образования Первомайской райгосадминистрацииАвтономной Республики КрымРуководитель РМО – Пастушко Н.В. Вариативность использования художественно-педагогических технологий на уроках художественной культурыМетодическая панорама Руководитель РМО – Пастушко Н.В.Ноябрь 2013 г Цель : Активизация творческой активности учителей художественной культуры в использовании художественно-педагогических технологий для целостного художественно-эстетического развития личности школьников. Задачи:Расширить профессиональные компетенции педагогов в области художественно-педагогических технологий, которые целесообразно использовать на уроках художественной культуры.Осуществить демонстрацию приёмов, методов, обмен опытом учителей района в использовании интегративных, игровых, интерактивных, проблемно-эвристических, суггестивных и компьютерных технологий.Разработать методические рекомендации по вариативности использования художественно-педагогических технологий на уроках художественной культуры. Технология – оптимизация методов и средств организации учебно-воспитательного процесса, влияния на учащихся, характеризующая мастерство педагога, подобное к творческой деятельности. Человеческие ресурсы (учителя и ученики) Воспитательные и дидактические цели Интеллектуальные ресурсы(знания и идеи) Взаимодействие, обратная связьучитель ученик Технические ресурсы(методы и приёмы) Управление решением педагогических проблем Системное планирование Научно и методически доказанныйпроцесс достижения педагогических результатов Интегративные технологии Особенности:Активизация основных универсальных мыслительных операций, приёмов познания. Методы и приёмы:СравнениеАналогия с помощью ассоциацийСинтезАбстрагированиеКлассификацияОбобщениеСистематизацияПеренесение усвоенных знаний и умений на другие предметы, явления Типы :Духовно-мировоззренческие (на основе общего тематизма)Эстетико-искусствоведческие (на основе родственных эстетических и искусствоведческих понятий – стиль, жанр, форма, сравнение художественно-образных языков разных видов искусства)Комбинированные (объединяют признаки первых двух) Проблемно-эвристические художественно-педагогические технологии Особенности:Активизация познавательных интересов учащихся и организация их самостоятельной познавательно-творческой работы.Отсутствие предыдущего репродуктивного опыта, умения действовать по шаблону, по образцу.Творческое развитие учащихся Методы и приёмы:Метод эвристических вопросов(Сократ, Квинтилиан)Кто? Что? Почему? Где? Чем? Как? Когда?Анализ-интерпретация художественных произведений (личностное видение-ощущение произведения, а не только его традиционный формальный анализ)Создание проблемных ситуаций: гипотеза – приём «разрушения» - гиперболизация – «мозговой штурм» - коллективное обсуждение – решение проблемыЭвристическая беседа (серия взаимосвязанных вопросов, на которые учащиеся дают ответы, овладевая всеми шагами поиска знаний) – в игровая или соревновательная форме.Задания на выявления скрытых ошибок, умышленно допущенных учителем с определённой дидактической целью (так называемый «метод разрушения» («Что лишнее? или «Найди ошибку») Интерактивные художественно-педагогические технологии Интерактивный – способный к взаимодействию, сотрудничеству, диалогу.Цель: приобретение учащимися социокультурной компетентности – готовности к коммуникативной и кооперативной деятельности, овладение комплексом соответствующих умений:Умение слушать партнёров и выявлять к ним интерес, доброжелательность, толерантность;Умение убеждать, аргументировать личное мнение, руководить эмоциональным состоянием;Умение дискутировать, поддерживать обратную связь, инициировать общение, находить компромис;Умение взаимодействовать, сотрудничать, устанавливать деловые контакты, работать в паре, малых группах, коллективно. Принципы:Открытость,ДовериеУважениеСимпатияГуманизм а не авторитаризм учителяНейтрализация психических смысловых и других барьеров общенияЭмоциональная увлечённостьРаскрытие и поддержка творческого потенциала личностиДиалог культурПозитивный настройЭмпатия учителя по отношению к ученикам Приёмы и методы Фасилитаторская дискуссия (педагог-фасилитатор не навязывает своё видение учащимся, а стимулирует зарождение у них собственного мнения)Метод проектов (информационный, исследовательский, практически-творческий, игровой (или ролевой).Работа в парах, малых и больших группахОрганизация коллективных творческих дел Игровые художественно-педагогические технологии Особенности:Игра как действие, в котором человек свободно раскрывает свои сущностные силы, утверждаясь как творец высшей реальности – эстетической.Путь к свободе только через красоту, а суть последней – в игре.Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественно-образное мышление;Обогащают чувственную сферу учащихся, усиливают эмоциональность восприятия художественно-дидактического материала, общую мотивацию обучения;Стимулируют развитие творческих способностей, воображения, фантазии;Формируют элементы художественно-эстетического и социокультурного опытаСпособствуют релаксации, эмоциональной саморегуляции учащихся. Требования к организации игры:Продолжительность игры не должна быть слишком долгой. Вариант: организация серии игр с продолжением на протяжении семестра, даже учебного года.Привлечение всех учеников классаРаспределение функций, ролей.Виды игр (по Н.Кудыкиной):Игры по правилам (дидактические, интеллектуальные, познавательные). Это загадки, ребусы, кроссворды, лото, викторины, условные путешествия и круизы, конкурсы, ярмарки, аукционы.Творческие или свободные игры;Художественно-конструкторские – с элементами трудаСюжетно-ролевые (игры-драматизации, инсценизации, театрализованные игры- игры-молнии, уроки-инсценизации, уроки-представления, мини-театр)Деловые игрыКомпьютерные игры Педагогическое руководство художественно-игровой, театральной деятельностью учащихся:Разработка идеи, темы, сценария, общей драматургии урока, организация процесса игрового обучения, формы и методы оценивания образовательных результатов.Эмоционально-психологическое обеспечение (создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы)Материально-предметное обеспечение (подготовка художественно-педагогических материалов, создание соответствующей художественно-эстетической среды) Суггестивные (арт-терапевтические) художественно-педагогические технологии Особенности:Воздействие на подсознание учащихся с помощью искусства – использование психологических явлений навеивания и самонавеивания, направленное на повышение эмоциональности и трудоспособности человека, стимулирование мотивации обучения, позитивных эмоций, познавательного интереса, усиление дополнительных внешних эмоциогенных влияний (эмпатии, катарсиса) Методы:Экспрессивных воздействий (интонационная и образная палитра голоса, выразительность пауз, шепот);Создание эмоциогенных ситуаций – цель – пережить чувство успеха (источник - речь учителя -увлекающее, ярко эмоциональное, которое вызывает удивление, переживание чувства красоты);Арт-терапии или эстето.терапии Методическая панорама использования методов и приёмов организации учебно-воспитательного процессана разных этапах урока Организационный этап урока Появление учителя в классе.Правила общения и работы в группах.Ледоколы: Рисуем (или выбираем) настроение Выбираем цвет душевного состоянияКомплимент друг другуДоброе пожеланиеРукопожатие и др.«Микрофон»«Передай другому» Мотивация учащихсяУ одних людей вид пропасти вызывает ужас. А у других – желание построить мост. Проблемная ситуация. Загадка, ребус, кроссворд и т.п.Найди ошибку.Поиск закономерностей.Ассоциативный кустМозговой штурм «Знаю - хочу знать –выучу»«Ключевые слова»Шифровка, путаницаАнаграммаНеожиданный вопросРабота с эпиграфомВнеси предложениеДемонстрационные материалы (наглядность, презентация, видео- и аудиозаписи, таблицы и опорные схемы)Организация проекта или коллективной творческой работы Актуализация Игра «Дальше»Система ключевых вопросов (Кто? Где? Когда? Как? Почему? Для чего? Сколько?)ДискуссияПодбери аргументСоставь синквейн (сенкан)Найди лишнееНезаконченное предложение«Куббирование»КластеризацияЛото«Вопрос-ответ)Минутка эрудита или терминологическая минуткаТестовые задания Изучение нового материала Работа с информацией (учебник, раздаточные материалы, мультимедийные программы, тематические папки): - чтение с пометками, - выборочное чтение, - составление опорной схемы или заполнение подготовленного шаблона, -диалог-дискуссия-дебаты-информационное сообщение-Просмотр видеоматериалов (кино, презентации, мультфильмы)-Слушание аудиозаписей-Анализ-интерпретация произведений искусства- Сравнительный анализ-Исследование Закрепление материала (формирование умений и навыков, предметных и социокультурных компетентностей) Практические заданияРеализация и защита проектовОформление наглядных материалов (раздаточный материал, альбомы, таблицы)Рисунки, иллюстрации, поделкиТестовые заданияДидактические игрыАналогииИнсценизацииМини-концертыКонкурсы Рефлексия ОтзывВыставка работСамо - и взаимооцениваниеНезаконченное предложение«Микрофон»«Впечатления и эмоции»Составление необычных стихотворений: сенканов (синквейнов), хайку (хокку), диаманты, стихотворение-рисунок«Знаю – Хочу знать – Выучу»Мини-сочинениеВыводы и предложенияМетод ПРЕСС и др. Оценивание достижений Виды оценивания:Текущее (ОВО)ТематическоеСеместровое Методы оценивания:ТестированиеЗащита проектов, презентаций, творческих работДифференцированные или индивидуальные заданияАнализ-интерпретация произведений искусства Домашнее задание Принципы: ДоступностьЧёткостьЦелесообраз-ностьПолезностьДифференциацияИндивидуали-зация Виды работ:-Творческие работыПоиск и обработка информации (исследование)ОтзывСистематизация материалаПодготовка сценария, выступленияСочинения по произведению Здоровья и творческих успехов !