презентация Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ожогова Т.Г.учитель начальных классовСш Досова Актуальность - резко возросла информированность детей; - современные дети мало читают; - характерна ограниченность общения со сверстниками; - большинство детей не участвуют в деятельности детских организаций; - наблюдается поляризация детей по уровню умственного развития; - сегодня дети более открыто выражают и отстаивают своё мнение. ! Восприятие слов. Иллюстрация. Фильмы, выставки, экскурсии. Участие в дискуссиях. Имитацияучастия в реальном процессе. словесная расшифровка 20% то, что слышим 10% то, что читаем 30% то, что видим 50% то, что видим и слышим 70% то, что говорим 90% то, что говорим иделаем визуальная расшифровка восприятиеи участие деятельность Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития. (Ю. К. Бабанский). Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом. (И. Ф. Харламов). Научность методов.Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников. Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников. Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе инновационные методы. От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока. От времени, отведенного на изучение того или иного материала.От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей. От уровня подготовленности учащихся.От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. Современный урок - свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и никто никого не боится.Создается доброжелательная атмосфера.Формируется высокий уровень мотивации.Придаётся большое значение способам учебной работы.Уделяется специальное внимание развитию у учащихся умений самостоятельной познавательной деятельности, творческого отношения к учебному процессу. Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный. Учитель – консультант, наставник, партнер. Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся. Организационные основания урока Цель: пробуждение интереса к учебной деятельности, создание предпосылок для перехода ученика на более высокий познавательный уровень. Содержание деятельности:«создание атмосферы успеха»;«эмоциональная подзарядка»; «активное слушание»; «комплиментарный» стиль общения. Цель: воспитание умения учащихся упрочить достигнутый успех, проявлять интерес к интеллектуально волевым усилиям. Содержание деятельности:держать внимание в состоянии «напряженного удивления»;чередование видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесбережения на уроке;использование эмоциональных приемов, игр. Цель: воспитание потребности в поиске нестандартных решений, в самовыражении и самосовершенствовании. Содержание деятельности:использовать ролевые ситуации;проблемные задания;работа с дополнительными источниками. Наиболее продуктивные формы и методыИгровые формы;Организация групповой, парной и индивидуальной работы;Организация самостоятельной деятельности учащихся;Создание конкретных ситуаций, их анализ;Постановка вопросов, активизирующих диалог.Проблемное обучение. «Ребёнок не устаёт от работы, которая отвечает его функциональным жизненным потребностям». С.Френе Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам Методы «Ульи», «Визитные карточки», «Творческая мастерская» … Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию. Проблемный вопрос Проблемная ситуация Проблемные задания - реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. «Ромашка», «Мои домашние питомцы», «Тайна моей фамилии»… Где человек творец – там он субъект. Потребность в общении – это первое проявление деятельности субъекта. Правила ведения дискуссии умение слушатьговорить по очереди высказывать своё мнение пережить чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины Области применения интерактивных средств обученияуроки русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира и др.занятия в мобильной группе с отстающими учениками, родительские собрания, Внеклассные мероприятия.Применение интерактивных средств на разных этапах урокаоткрытия нового знания или инструктирования класса,выполнения упражнений для закрепления,обобщения и закрепления изученного материала,рефлексии,контроля знаний, тестирования,проверки домашнего задания. Что будет дальше?Чем закончится рассказ?Как будут развиваться события после финала? 1 вариант 2 вариант 3 вариант «Улыбнемся друг другу».Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. «Приветствие». Учащиеся проходят по классу и приветствуют друг друга, говоря при этом слова приветствия или называя свои имена.. «Кафешка» Я предлагаю ученикам представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь их прошу их ответить на несколько вопросов:- Я съел бы еще этого…- Больше всего мне понравилось…- Я почти переварил…- Я переел…- Пожалуйста, добавьте…«Ромашка» Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне. «Итоговый круг»На плакате большой круг, разделённый на секторы: «Усвоение мною новых знаний», «Моё участие в работе группы», «Мне было интересно», «Мне понравилось выполнять упражнения», «Мне понравилось выступать перед ребятами».Всем ученикам предлагается фломастером нарисовать кружочек. Чем ярче ощущения, тем ближе к центру располагается кружочек. Если отношение негативное – кружочек рисуется за пределами круга. Методы«Земля, воздух, огонь и вода».«Веселый мяч». «Физминутки для глаз». Уровень познавательной активности Качество обученности «Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными» Различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; способствуют лучшему усвоению знаний;вызывают интерес к познанию; формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.