Презентация по ФЭМП на тему «Интеллектуальное развитие дошкольника при использовании логических игр» Блоки Дьенеша


«Интеллектуальное развитие дошкольника при использовании логических игр » Блоки Дъенеша Дошкольный возраст - самый благодатный для интеллектуального развития ребенка. Интеллектуальные игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое - то время быть с ребенком не только по факту присутствия, но всем сердцем, всеми мыслями. А уж если эти игры не только развивают ребенка, но и учат чему-то новому, совсем хорошо! Интеллектуальная игра для детей - это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Выготский полагал, что игра - это прекрасный метод развивающего обучения. «Игровые педагогические технологии» -это различные педагогические игры, которые имеют четко поставленную цель обучения и соответствующий ей результат. Технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» Технология Б.П. Никитина«Ступеньки творчества» Технология З. Дьенеша «Логические блоки» Технология Х.Кюизенера «Цветные счетные палочки» Блоки Дьенеша Что такое логические блоки? И зачем они нужны?Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки",  разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны. Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;2. цветом - красные, желтые, синие;3. размером-большие и маленькие;4. толщиной-толстые и тонкие. Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) следующие: В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два раза.Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. Размеры фигур примерно такие: Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению. Задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью. Методическое обеспечение Карточки с заданиями Блоки Дьенеша Альбомы для детей 2-4 лет Альбомы для детей 5-8 лет Альбомы «Удивляйка» ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры). 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:для развития умений выявлять и абстрагировать свойствадля развития умений сравнивать предметы по их свойствам;для развития действий классификации и обобщения;для развития способности к логическим действиям и операциям. Варианты игр Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра. И. Хейзинга