«Мультидисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений».
1ТЕМА:«Мульти - дисциплинарный подход в формировании и закреплении основных сенсорных эталонов цвета и формы у детей с ОВЗ, посредством специальных дидактических игр и упражнений».
Дети, составляющие контингент МДОАУ «Детский сад №1», имеют следующие психологические особенности: трудности установления контакта; проблемы в познавательной сфере: неустойчивое внимание, быстро переключаемое или застреваемое на определенных действиях или предметах; непринятие и непонимание простых словесных инструкций; сниженный уровень всех видов памяти; нарушены фонематический слух и грамматический строй речи и т.д.; эмоционально-поведенческие расстройства: аффективные вспышки, стереотипные реакции, заторможенность, неэмоциональность, негативизм; низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость; не сформированы или сформированы недостаточно навыки самообслуживания и т.д.2
3Основные расстройства, составляющие структуру дефекта детей МДОАУ №1: интеллектуальные нарушения различной степени выраженности; сенсорные нарушения; хромосомные заболевания (синдром Дауна); аутистический спектр поведения; соматические заболевания и др.
4ВОСПРИЯТИЕЗрительноеСлуховоеТактильноеОбонятельное
5В развитии восприятия перцептивные действия являются действиями обследования и сопоставления объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами.Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, спектр цветов и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком.Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребёнку оптимально воспринимать окружающую действительность.Выделение формы, цвета - обязательный этап чувственного познания мира. При знакомстве с этими свойствами расширяется поле восприятия - основа развития интеллекта.
6ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ: нарушены предметность и структурность затрудняются в узнавании предметов снижена скорость восприятия пассивность восприятия отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объектазамедлен процесс переработки поступившей информации сходные качества предметов воспринимается как одинаковые затрудняются также в обозначении выделенных свойств словом низкий уровень аналитического восприятия
7Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.
8Виды дидактических игр:Игры-путешествияИгры-порученияИгры-предложенияИгры-загадкиИгры-беседыСтруктура дидактической игры:Дидактическая задачаИгровая задачаИгровые действияПравила игрыРезультат (подведение итогов)
9Цели: Развитие и коррекция восприятия у детей с ЗПР Последовательное закрепление основных сенсорных эталонов цвета и формы, посредством специальных дидактических игр и упражнений. Задачи: Определить наиболее рациональные дидактические игры и упражнения по развитию восприятия цвета и формы у детей с ЗПР; Создать условия для развития восприятия; Обогатить развивающую среду кабинета. Провести консультативную и практическую работу с родителями Подобрать, приобрести и изготовить своими руками дидактические развивающие игры по формированию у детей представлений о цвете, форме.
10Принципы работы по формированию и закреплению эталонов формы и цвета:Принцип доступности и индивидуальности.Принцип последовательности и систематичности.Принцип связи с жизненным опытом.Принцип повторяемостиПринцип наглядности.Методы и приемы работы:Словесный метод Наглядно-практический метод Игровой метод.
11Условия для успешного формирования и закрепления эталонов формы и цвета у детей с ЗПРI Создание предметно-развивающей среды:организация сенсорно-стимулирующего пространства;организация сенсомоторного уголка в группе;качественная подборка настольно-печатных дидактических игр и пособий;разработка и изготовление своими руками дидактических игр и упражнений.II Использование различных форм работы:работа с детьмиВзаимодействие с родителямиВзаимодействие с воспитателями группы
12Организация сенсорно-стимулирующего пространства.2) Организация сенсомоторного уголка в группеI Создание предметно-развивающей среды:
13
14
153) Подбор настольно-печатных дидактических игр и упражнений:пирамидки, матрешки, пособия- вкладыши, «почтовый ящик»;- кубики, разрезные картинки, пазлы, настольно-печатные игры; игры-шнуровки М. Монтессори и т.д.
16
17
18
19
204) Разработка и изготовление своими руками дидактических игр и упражнений педагогами группы и родителями:
21
22
23II Использование различных форм работы:Работа с детьми
24
25
26Организация коррекционной работы по формированию и закреплению эталонов формы и цвета у детей с ЗПР: Развитие восприятия цвета и формы предметов проходит три этапа:I Формирование представлений о цвете и форме предметов. Без называния цвета или формы детям предлагается подбирать такой же. На этом этапе ребенок учится сличению цветов или геометрических форм: Игры: «Найди такой же», «Покажи такой же» и т.д
27Дидактическая игра «Разложи по цвету» — учит ориентироваться в цвете, стимулирует зрительные ощущенияДидактическое пособие «Солнышко» — развивает мелкую моторику, воспитывает нравственные чувства.
28Дидактическая игра «Помоги курочке разложить яички» — учит ориентироваться в цвете, закрепляет формы предмета, стимулирует зрительные ощущения, развивает тактильные анализаторы.. Дидактическая игра «Помоги мышке попасть в норку» — направлена на активизацию психических процессов. Активизирует словарный запас. Развивает зрительный и тактильный анализаторы.
29Дидактическая игра «Помоги червячку найти свой фрукт » — помогает закрепить знание о фруктах, их форме, цвете. Развивает мышление, внимание, зрительное и тактильное восприятии.
30.II закрепление слов-названий и введение названий в активный словарь. На этом этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции: «Дай мне красный», «Покажи квадрат».Игра: «Подбери по форме и цвету: - направлена на закрепление умений находить и называть предмет нужной формы
31Игра «Подбери по цвету»
32Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — развивает исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь из мешочка, учит определять и называть их форму, цвет, подбирать по тождественным признакам.Игра :Разноцветные паровозики»
33III Дети учатся самостоятельно называть цвета и группировать классифицировать предметы по основным признакам. На этом этапе ребенок сам называет тот или иной цвет или форму в ответ на вопрос: «Это какой цвет?», «Какой формы предмет?», классифицирует по основным признакам. С этой целью использую развивающие игры:Дидактическая игра «Геометрические пазлы» — предназначена для закрепления цвета, формы, величины и для развития мелкой моторики.
34Дидактическая игра «Помоги кошечки починить коврик» — воспитывает доброжелательные отношения к игровым персонажам, пробуждает эмоциональную отзывчивость, желание помочь. Учит выбирать нужные геометрические фигуры среди других, объедения их по двум признакам – форме и цвету, правильно подбирать отверстия для своих фигур и закрывать их плотно прижимая.
35Семинар для родителей Тема: «Роль дидактической игры в сенсорном воспитании дошкольников»
36
37ПараметрыСентябрьЯнварьЦвет:Сличают 36Называют (красный, желтый)04Используют в практической деятельности02Форма:Называют03Соотносит с предметом34Определяет и называет форму предмета01Результаты диагностики за I полугодие 2014-2015 уч. года