Консультация для педагогов Речь воспитателя как основное средство развития речи детей
Речь воспитателя как основное средство развития речи детей Презентацию подготовила Степунина О.Ю.Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» городского округа Судак Судак, Декабрь 2016 г.
Требования к речи воспитателяДля дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления о речи вообще. Поэтому к ней предъявляются высокие требования: содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения)
Правильность речи то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.
Хорошая дикция и правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Образцом правильного произношения считается так называемая «московская» речь, для которой характерно «аканье».
"Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» В.Г.Белинский Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
"Язык должен быть живой» Л.Н.Толстой Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы, на которых мы остановимся подробнее. Фразеологизм — лексически устойчивое и целостное по своему значению словосочетание, готовая речевая единица. Фразеологизмы придают речи эмоциональность, образность, лаконичность.
Благозвучие речито есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. Так, А.П. Чехов писал: "Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их".
Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурностиРечь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.
Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Выразительность речи– особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого
"Если пишешь многословно, - это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь» М.Горький Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений. При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми
Точность, ясность речиТочность речи - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана: "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".
Умение грамотно и ясно формулировать вопросы для детей.Доступность вопроса напрямую зависит от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его малопонятным Еще одним очень важным требованием к вопросам является их целенаправленность и последовательность в постановке. Воспитатель должен помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала
"Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей» Н.Г.Чернышевский Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.
Интонационная выразительность речи— немаловажный фактор воздействия на ребенка Интонации спокойные и взволнованные, сдержанные и оживленные, лукавые и простодушные, торжественные и деловые, вопросительные и утвердительные, радостные и грустные, присущие человеческой речи, помогают маленькому ребенку глубже понять то, о чем ему говорят, почувствовать отношение взрослого к событию, поступку, предмету. Осмыслению того, о чем говорит воспитатель, способствуют и логические ударения, и паузы, и сила голоса.
Голос — профессиональный инструмент воспитателя Им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.
Выражение лица педагогаИмеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.
Правила чтобы добиться от детей хорошей, правильной речи, воспитателю следует не только давать речевой образец детям, но и проверять, как овладели им дети (для этого используются упражнения, повторения). Также необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить (применяя поощрения, пример хорошо говорящих детей). Нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки
Необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером и всегда помнить о своей гражданской ответственности перед обществом
Школа Медвежонка Грамотейки Много разных школ на свете.Жалко, что средь этих школНет пока что школы этой.Вот куда бы я пошёл!Звери там людей научатВсем умениям своим.И не будет школы лучше.Что там? Вместе поглядим.
Повышение общей и речевой культуры педагога - это залог высокой речевой культуры народа в целом.Литература:1. Голикова О.Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О.Ю. Голикова, Н.К. Елизарова: Дошкольная педагогика.- 2008. - № 8 (49). - С.53-58.2. Смирнова Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е.А. Смирнова // Воспитатель. - 2008. - № 1. - С. 58-653. Ушачева Ю.В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / Ю.В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33.