Стендовый доклад для Международной научно-практической конференции учителей музыки


Российский государственный университет имени А. И. ГерценаФакультет музыкиМеждународная научно – практическая конференцияМетодологические и методические проблемы общего музыкального образования.ДокладТема: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.Автор: Борисова Ирина Анатольевна Должность: учитель музыки Место работы: ГБОУСОШ № 512 Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург, Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21, тел. (812)5745209;89119123695; e-mail: ira.sura@yandex.ru Оглавление:  Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта.Глава 1. Из истории музыкального просветительства России. 1.1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России.  1.2. Музыкальное просветительство послереволюционного периода. 1.3. Современная музыкально - просветительская деятельность.  Заключение. Литература. Социологические исследования последних лет говорят… Отношение молодежи к идеалам Мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи. Отношение молодежи к идеалам (в молодежных подгруппах)Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение. Ориентация молодежи на российскую либо западную культуру, %Музыкальная классика, духовная и народная музыка оказались искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения. Опасность обеднения духовного мира человека…Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. О губительном влиянии безнравственной музыки на детей«… стихийное ,  неорганизованное   воздействие   на   детей   кино , радио и телевидения не способствует,  а , скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие  стихийных музыкальных впечатлений» Сухомлинский В. А. Из истории музыкального просветительства РоссииМузыкальное просветительство в дореволюционной РоссииОткрытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России.Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное обществоКомпозиторы «Могучей кучки» - М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры. «Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от её великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» Б.В.АсафьевБори́с Влади́мирович Аса́фьев (литературный псевдоним — И́горь Гле́бов). Русский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог. Музыкальное просветительство послереволюционного периодаШироко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки, хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д. Концерты профессионалов в самых отдалённых уголках страны.Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны. «…Они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих». М. А. Гольденштейн Виртуозы Якутии и не только…Молодые таланты РоссииЗвезды музыкальных театровИсполнители - просветители «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» Г. Р. Гинзбург Литература: Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982.Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981.Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998. Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989.Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., «Педагогика», 1973. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985 OCR Конник М.В.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С-П., «Лань», 2001