Презентация на тему: Психологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска» 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ»ЦИКЛОВАЯ КОМИССИЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙСЕМИНАР – ПРАКТИКУМПсихологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»
Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями «группы риска»  Эффективное общение – это…Принятие того, что сообщает партнер по общению,Принятие его чувств,Отказ от осуждения партнера.
  ЭТАПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ                  КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ                             И РОДИТЕЛЯ «ГРУППЫ РИСКА»Установление контакта.Прояснение предмета разговора.Обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя. 
 ЭТАП «Установление контакта» Установление контакта – это так просто для педагога и так непросто для родителя «группы риска». Правило трех П :  ПРИНИМАЕМ – ПОНИМАЕМ – ПОДДЕРЖИВАЕМ. Как это делаем?     Используя невербальные (мимика, жесты, поза, тон)               и вербальные (слова) средства общения. 
ЭТАП «Прояснение предмета разговора»Методы и приемы:«Рефлексивное» и «активное слушание»,«Обратная связь»,« Я - сообщение »,приемы снижения эмоционального напряжения
ЗАКРЫТЫЕ И ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫЗАКРЫТЫЕПодразумевают однозначные ответы:»да», «нет»Ограничивает общение«Вы сердитесь на учителя математики, потому что он не помогает вашему ребенку?»ОТКРЫТЫЕПодтверждение, что вы услышали предыдущую информацию и проявление интереса к тому, что говорит родительСтимулирует общение«Какая, по-вашему, помощь нужна вашему ребенку по математике? 
 Рефлексивное слушание ВАЖНО:      желание выслушать родителя «группы риска» (его, может быть, больше и не кому выслушать), уделить ему достаточно времени + принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: «Вы чувствуете…., потому что…», «Вы огорчены…, потому что…». ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:      не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (здесь этот метод не успешен). 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮПеречень методов и приемов, СНИЖАЮЩИХ напряжение1. Предоставление партнеру возможности выговориться. 2. Вербализация эмоционального состояния : а) своего, б) партнера.3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)4. Проявление интереса к проблемам партнера.5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.6. В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.7. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.8. Обращение к фактам.9. Спокойный и уверенный темп речи.10. Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  СНИЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПАРТНЕРА ПО ОБЩЕНИЮПеречень методов и приемов, ПОВЫШАЮЩИХ напряжение1. Перебивание партнера.2. Игнорирование эмоционального состояния: а) своего, б) партнера3. Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.4. Демонстрация не заинтересованности в проблеме партнера.5. Принижение партнера, негативная оценка его личности.6. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.7. Поиск виноватых и обвинение партнера.8. Переход «на личности».9. Резкое убыстрение темпа речи.10. Избегание пространственной близости, контакта глаз.
ЭТАП «Обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя»Упражнение эксперимент «Уважаемая Мария Ивановна»           Чувства родителя «группы риска» и его настрой в общении с классным  руководителем очень зависит от нашего настроя (Принятие- Понимание –Поддержка), невербального и вербального поведения.
ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ  УСТАНОВЛЕНИЯ  И  ПОДДЕРЖАНИЯ               ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА С СОБЕСЕДНИКОМ Приветствие: улыбка, обращение по имени. Установление контакта глаз. Сообщение о вашем восприятии собеседника, его чувств, установок, эмоционального    состояния. Примеры: «Мне кажется, что Вы чувствуете…»; «Не чувствуете ли Вы    себя несколько…»; «Вы несколько расстроены…». Сообщение о своем эмоциональном состоянии (в данный момент).Сокращение дистанции (социальной и физической).Проявление дружеского расположения.Предоставление возможности выговориться.Сохранение самообладания.Подчеркивание значимости собеседника для вас.Подчеркивание общности с собеседником (сходство интересов, мнений и т.д.).Проявление интереса, сочувствия к проблемам собеседника.Уважение мнения, точки зрения собеседника.Обращение к социально одобряемым мотивам поступков.Предоставление собеседнику возможности почувствовать свое превосходство над вами.Признание перед собеседником своей неправоты раньше его.Не замыкание в беседе на себя, на свое состояние, свои мысли; попытка мысленно встать на место партнера и понять, какие события привели его в это состояние, попытка почувствовать, а каково было бы самому в этом состоянии.Осуществление наблюдения за собеседником, обращение особого внимания на невербальные средства общения: выражение лица, визуальный контакт, интонацию и тембр голоса, позы и жесты, дистанцию между собеседниками. Использование «языка» собеседника при передаче ему информации, ясность изложения.Передача своей информации в сжатой форме.
ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСАМетод «зацепки»:   кратко излагается небольшое событие, личные впечатления как исходная точка для беседы.2.  Стимулирование игры воображения:    в начале беседы ставятся вопросы по ряду проблем, которые должны в ней рассматриваться.3. Прямой подход. Краткое сообщение причин, по которым была назначена беседа.4.  Подчеркивание положительного вклада партнера в предстоящее решение  проблемы.5.  Подчеркивание положительных последствий успешного решения проблемы для дел      и для собеседника лично.6.  Объяснение того, что собеседник не пострадает в результате совместной работы или      что риск не велик, как ему кажется.7.  Снятие напряженности: теплые слова, шутка и т.д.8.  Определенная доза юмора.9.  Временный уход от решения проблем до более благоприятного момента.  
ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОБЛЕМАХ, ИНТЕРЕСАХ, МОТИВАХ И ПОЗИЦИЯХ СОБЕСЕДНИКА1.  Выяснение (расспрашивание) заключается в обращении к говорящему за      уточнениями.     А) открытые вопросы требуют дополнительной информации к первоначальному сообщению. Пример: «Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду».     Б) закрытые вопросы требуют ответов в форме «да» или «нет». Пример: «Вы предлагаете оставить все, как сейчас?».2. Перефразирование (вербализация) состоит в передаче говорящему его сообщения     словами слушающего.       А) собственная формулировка сообщения говорящего в деталях, подробная. Примеры: « Как я понял вас»; «По вашему мнению…»; «Другими словами, вы считаете…».       Б) собственная формулировка сообщения говорящего в сокращенном, обобщенном виде; выбирается только существенное, главные моменты сообщения. Примеры: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…»; «Таким образом…».  3.  Развитие мыслей собеседника. Это могут быть:       а) логические следствия сообщения собеседника,       б) интерпретация слов собеседника: выдвигаются предположения относительно причин высказываний собеседника. Пример: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…».  
Знакомство с памятками   Важно – с какими чувствами  пришли к нам родители «группы риска». От нас – умение снижать эмоциональное напряжение у партнера по общению. Эта способность является очень важной для разрешения любой психологической проблемы, для выхода из стрессовой ситуации.Обратите внимание на некоторые приемы снятия напряжения и постарайтесь применять их в зависимости от сложившейся ситуации.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.