Презентация Механизмы преемственности начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС


9 ноября 2011 г. Координационный советЯкутск Механизмы преемственности в обучении на начальной и основной ступенях в условиях реализации ФГОС ООО ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития. В основе ФГОС лежит принцип:Единство преемственности основных образовательных программ начального общего, среднего образования и духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. 1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность в образовании. Требования к результатам – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. «…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться». В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы» ОТСУТСТВИЕ преемственности Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Учитель начальной школы Учитель основной школы Содержание Цели Технологии Построение единой образовательной среды Процесс обучения Что и как оценивается? Отношения: Учителя –дети -родители Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Совместно полученный ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Требования к педагогам и детям Алгоритм организации преемственности 1. Образование временного метод.объединения учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)2. Договоренность об общих целях (портрет выпускника). 3. Открытые уроки в 4-м кл. для учителей осн. школы. 4. Совместные уроки в 4-м кл. учителей осн. и нач. школы. 5. Диагностика предметных и метапредметных результатов учеников на выходе из 4-го кл. 6. Открытые уроки в 5-м кл. для метод.объединения7. Определение эффективности – диагностика, анализ 1 шаг. Методическое объединение начальной и основной школы АктуальностьУстановление тесного взаимодействия учителей основной и начальной школы со II полугодия 4 класса.Общая заинтересованность в ожидаемых результатах. Трудности Отсутствие стратегического кадрового планирования. 2 шаг. Согласование целей, содержания и технологий АктуальностьДетально вырисовывается портрет выпускника начальной школыПреемственность в содержании, технологиях ТрудностиНе все педагоги понимают и принимают технологии 3 шаг. Посещение и анализ уроков в 4-м классе АктуальностьВыявление уровня сформированности УУДБолее глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, требований, предъявляемых к ним. ТрудностиУвеличение нагрузки на учителей начальных классовВ организации посещений уроковРазные подходы к анализу урока (для кого-то важнее технологичность, деятельность, а для кого-то – детали содержания) 4 шаг. Совместные уроки в 4-м классе АктуальностьЗнакомство с будущим учителем- предметником в более комфортных условияхСнижение уровня тревожности учащихся.Сближение позиций учителей в формировании УУД. ТрудностиСотрудничество и взаимопонимание учителей начальной и основной школы не устанавливается.Проблемы недопонимания учителя и учеников по ходу урока.Восприятие отдельными учащимися урока как не учебную ситуацию. 5 шаг. Диагностика предметных и метапредметных результатов учащихся на выходе из 4 класса АктуальностьВыявление истинной картины психологического состояния, уровня сформированности УУД учащихся.Организация работы по их корректировке.Объективная информация для работы с учащимися и родителями. ТрудностиНедоверие учителей основной школы к результатам диагностики.Отсутствие психолога в ОУ. 6 шаг. Посещение первых уроков в 5-м классе АктуальностьОбсуждение проблем адаптацииРеализация на практике предыдущих совместных договоренностей ( о преемственных технологиях). ТрудностиНеготовность учителей следовать совместным договоренностям в рамках преемственных технологий 7 шаг. Определение эффективности организации преемственности АктуальностьСокращение сроков адаптацииЧувство удовлетворенности и уверенности всех участников образовательного процесса.Новый стимул к продолжению работы. ТрудностиНекоторые учителя формально относятся к формированию УУД учащихся, по-прежнему большее внимание уделяется ЗУН (знаниям, умениям, навыкам) учащихся Отсутствие единой образовательной программы для начального и основного звена. 1. Требования к результатам ВЫВОД: Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует умение учиться, которое необходимо для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.