Педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы


Добрынина Марина Петровнаучитель русского языка и литературы Старохмелевского филиала МОУ Новоникольской СОШ Педагогический проект «Формирование коммуникативных компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы» Актуальность Успешная личность владеет нормами литературного языка, способна свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения, умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.Поэтому задача формирования коммуникативных компетенций является в настоящее время одной из главных задач школы и в первую очередь уроков русского языка и литературы. Противоречия Между имеющимися у детей низким уровнем коммуникативных компетенций и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общенияМежду пониманием, что речь- «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональным состоянием и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социумМежду репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению Проблемы Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.Перегруженность содержания школьного образования.Сохранение и укрепление здоровья школьников с учетом их возрастных особенностей.Неумение адекватно, корректно выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми. Неумение выражать свои чувства и представления о мире различными способами, свободно фантазировать и направлять творческие возможности на решение различных задач. Цель проекта Определение и апробирование методов и технологий, позволяющих наиболее эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях образовательного пространства средней общеобразовательной школы. Задачи проекта Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся коммуникативной компетенции.Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности.Повысить результативность обучения.Включить учеников в исследовательскую и проектную работу.Активизировать творческую деятельность- желание участвовать в различных творческих конкурсах. Методы исследования Изучение психолого–педагогической, методической литературы.Диагностика:ОбобщениеСравнениеАнкетированиеТестированиеОбобщение полученных результатов. Коммуникация (Этапы) Самопределение: цель и необходимость коммуникации Анализ намерений партнеров и способов коммуникации Выбор соответствующего ситуации речевого жанра Собственно коммуникация Самооценкастепени значимости результативности, прошедшей коммуникации Коммуникативная компетенция Содержание Составляющие Методы формирования Основныекомпоненты Способы реализации Коммуникативная компетенция Русский язык и литература Лингвистическая составляющая Правила правописания, словарный запас, грамматические явления, правильное произношение,знание словообразования, владение терминологией Социокультурная составляющая Знания о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера общения. Ролевая форма представления произведения. Дискурсивная составляющая Умение организовывать речь. Вопросы собеседнику. Конструирование ответа на вопрос. Умение поддерживать разговор, слушать собеседника.. Стратегическая составляющая Умение ставить задачи, добиваться цели. Умение устанавливать контакт с собеседником. Социальная составляющая Заполнение анкеты. Умение поставить себя на место другого, способность справиться со сложившейся ситуацией. Способы реализации Технология развития критического мышления.Исследовательская деятельность.Коммуникативно – ориентированные задания:Выделение главных мыслей текста.Диалог с текстом.Включение воображения.Работа над сочинением.Драматизация.Словесное рисование. Все формы учебного диалога Доклады и сообщения Ролевые и деловые игры Учебные исследования и учебные проекты Опросы, беседы, интервью, обсуждение, дискуссии, диспуты Защита исследовательских работ Выступления в качестве ведущих Ментальная карта Анкетирование или письменное интервью Телекоммуникационные проекты. Размещение текстов на интернет сайтах. Электронная почта. Заметки, статьи в СМИ Рецензирование текстов различных стилей и жанров Устная компетенция Письменная компетенция методы Диагностика эффективности педагогического проекта Групповые и творческие работы Нестандартные уроки Экспертная оценка Качество знаний Результаты олимпиад и конкурсов Диагностирование С каким настроением учащиеся идут на урок Выводы. Апробированные при реализации проекта методы и технологии развития у обучающихся коммуникационной компетенции :Способствуют формированию устойчивых коммуникационных компетенций,Затрагивают, активизируют различные стороны психики; эмоциональную память, чувства, процессы анализа и синтеза.Позволяют проявить обучающимся их личные качества, направленность ума, воли, чувств.Повышают мотивацию к учению.Развивают познавательную активность.Вызывают интерес к предмету.Дают возможность освоить и использовать современные технологии, способствуют повышению качества знаний.Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков. Информационные ресурсы Выгодской Л.С. Психология развития ребенка, М., 2006Иванов Д.А. Компетентстный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий, М.,2005Поташкин М.М. Требования к современному уроку., М.,2007Интернет ресурсы: www.it-n.ru.Сеть творческих учителей