Доклат на тему Проектная деятельность в экологическом образовании на уроках окружающего мира по УМК «Гармония»
Проектная деятельность в экологическом образованиина уроках окружающего мира по УМК «Гармония» Учитель начальных классов МБОУ «Каменская ООШ» Путырская Татьяна Валерьевна Экологическое воспитание в начальной школе через проектную деятельность. Давайте вместе Землю украшать,Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважатьИ относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна –Неповторимая, ранимая, живая.Прекрасная: хоть лето, хоть зима…Она у нас одна, одна такая! (Е. Смирнова) Экологическое воспитание начинается с раннего детства, когда ребенок начинает ходить, говорить, думать, мечтать, любоваться красотой родной природы.Экологическая культура это результат воспитания, который выражается в умении достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний и умений. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно- образной картины окружающего мира и нравственно- экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природе и самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком.Очень важно не пропустить этот период в жизни малыша и использовать его в целях экологического образования, воспитания в детях бережного отношения к природе, сочувствия к ней. В настоящее время учителя стараются прививать любовь к природе через проектную деятельность. Экологический проект может рассматриваться как дополнение к существующим программам. Опыт показывает, что детям младших классов очень нравится заниматься проектами на доступном для них уровне. Экологический проект предполагает интегрированный подход. Работу можно проводить во внеурочное время, а также на уроках окружающего мира, Чтения, рисования и труда.Первым нашим проектом был экологический проект « Мой любимый цветок». В качестве объектов дети выбрали свой любимый цветок. На примере цветка могут быть рассмотрены взаимосвязь растений с окружающим миром. Дети выбрали цветы, которые им чем- то понравились и начали проводить исследования и наблюдения. Параллельно они участвовали в практической деятельности по уходу за своим цветком. Многие дети посадили другие цветы и принесли их в класс. Больше всего радовало то, что они сами ухаживали за своими цветочками. Им это очень нравилось. Ребята много нашли стихов, некоторые дети сами сочинили стихи, нарисовали свои цветы и записывали свои исследования в альбом « Мой любимый цветок». Дети делились информацией о правильном уходе за своим цветком. На летние каникулы дети забрали своих любимцев домой и ухаживали за ними. Экологический проект предполагает единство обучения и воспитания, использование различных форм воспитательной работы: урок, беседа, классный час, экскурсия, внеклассное занятие. Многое удается сделать с детьми и с родителями, если постоянно поддерживать их интерес, вводить элементы игры и занимательности.Самое главное, что в работе над проектом дети научились правильно ухаживать за своим зеленым другом, наблюдать, исследовать, видеть и беречь красоту родной природы. Дети много читали и сами находили нужную им информацию. Если у ребенка появился интерес к проектной деятельности, то это значит он обязательно начнет участвовать в новом проекте. Экологический проект стимулирует потребность ребенка в самореализации, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Он обеспечивает рост личности ребенка, позволяет вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к новому проекту. Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Метод проектов очень хорош в том плане, что позволяет объединять детей при работе над одним проектом в группы по тому или иному признаку – уровню подготовленности, склонностям, интересам. Или же наоборот – создавать группы из детей разных типов. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2010.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2015.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2013. Интернет – ресурсы.