Организационно-педагогические условия развития личности в процессе туристической деятельности.


Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в системе дополнительного оброзования. Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать организационно-педагогические условия личности ребенка в процессе туристической деятельности. Объект исследования: процесс развития личности ребенка. Предмет исследования: организационно-педагогические условия развития личности в процессе туристической деятельности. Гипотеза исследования: развитие личности ребенка в процессе туристической деятельности будет осуществляться при наличие следующих условий:- планирование физических нагрузок на занятиях туризмом;- организация туристической деятельности осуществляется с учетом проведения занятий, участия в походах, соревнованиях и туристических слетах- туризм рассматривается как комплекс средств развития личности. Задачи исследования:- раскрыть теоретические основы ребенка;- рассмотреть характеристику и организацию туристической деятельности детей на занятиях;- определить влияние занятий туризмом на развитие личности и выбор профессии. Метод исследования:- анкетирование;- педагогические контрольные испытания и учет спортивных достижений;- количественный и качественный анализ полученных результатов. Ожидаемые результаты:Основываясь на анализ исследования, добиться улучшения воспитательно-образовательного процесса. Туризм - явление многогранное и однозначному определению не поддаётся, однако, в обобщенном виде можно сказать, что туризм – вид спортивной деятельности, цель которого участие в туристских походах, соревнованиях, слетах, несомненно влияющей на развитие личности ребенка.Отсюда вывод, что одной из важнейшей функцией туризма, как общественного явления в современных условиях, выступает формирование гармонически развитой личности, сознательного и активного члена общества, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В туристской деятельности эта связь выражается в общей направленности каждой из задач воспитания, которые дополняют друг друга, обеспечивают воспитание человека, интеллектуально развитого, физически сильного и закаленного, готового к высокопроизводительному труду, интенсивной общественной деятельности и защите Родины. Современное воспитание включает в себя патриотическое , нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Патриотическое воспитание предусматривает формирование убежденности, гражданской зрелости, развитие общественной активности, выработку навыков и умений, необходимых для службы в рядах ВС РФ. Общественно-политическое воспитание средствами туризма имеет целью воспитание коллективистов, то есть людей, ставящих общественные интересы выше личных, умеющих, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и огорчения коллектива. Важно подчеркнуть, что в туристских походах, даже небольших по протяженности и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Трудовое воспитание средством туризма заключается в формировании умений и навыков самообслуживания и общественно-полезной деятельности. Участники туристской группы должны обеспечивать самостоятельную жизнедеятельность на всем протяжении маршрута, ориентироваться на местности, преодолевать препятствия, ставить лагерь, готовить пищу и выполнять еще много трудовых функций. Благодаря этому, турист не только усваивает элементарные приемы бытового труда, учатся проявлять сознательную дисциплину, организованность, согласованность в совместной работе. Эстетическое воспитание у занимающихся туризмом,, как никакой другой вид человеческой деятельности, приобщает их к прекрасному, любви к природе, наполняет жизнь духовным содержанием, делает её красивее, богаче, помогает лучше познать окружающий мир. Великий русский педагог К.Д. Ушинский называл природу прекрасным воспитателем молодого поколения. В природе человек встречается с проявлением её могучих сил, с гармонией красок, с безграничным пространством лесов, полей, рек, озер, горных хребтов. Для проведения этого эксперимента мной был избран этапный учет, который осуществляется в начале, середине и конце, какого –либо этапа, периода, цикла. Для реализации цели исследования, подтверждения гипотезы предстояло решить следующие задачи:- определить уровень, имеющихся навыков и умений туристской деятельности, физической подготовленности участников, результаты участия в туристских сорввнованиях4- экспериментально обосновать применение туристской деятельности, как средство развития личности. Для проверки выдвинутой гипотезы был проведен психолого-педагогический эксперимент. Эксперимент проводился в три этапа:1-й этап проводился в сентябре 2013 года, где решались следующие задачи: - проводилось тестирование группы на предмет мотивации занятий туризмом; - определялся уровень умений и навыков туристской подготовки; - экспериментальная группа приняла участие в соревнованиях по спортивному туризму, посвященных Международному Дню туризма. 2-й этап проводился в январе 2014 года, где проводились исследования: - об изменении количественного состава группы; - педагогические контрольные испытания по физической подготовке, тактико-технической , туристской подготовке;- участие экспериментальной группы в городском и окружном этапе военно-спортивной игры «Зарница». 3-й этап проводился в мае 2014 года, где прошли следующие мероприятия: - сдача контрольно-переводных нормативов; -участие экспериментальной группы в отборочных городских соревнованиях для участия в областном туристском слете. На этом этапе проводился анализ и обобщение психолого-педагогического эксперимента. Все результаты исследований обрабатывались методом количественного и качественного анализа результатов эксперимента. Первый этап. Целью 1-ого констатирующего эксперимента являлось определение исходного уровня, теоретических знаний о туристской деятельности, исходного уровня навыков и умений в области туристской деятельности, а так же определении исходного уровня показателей физической подготовленности и спортивных достижений участников, определение уровня мотивации для занятий туризмом, желание связать свою трудовую деятельность в Вооруженных Силах РФ, МВД, МЧС. Получен следующий результат:1. Из 10 участников эксперимента высокий уровень мотивации показали: Высокий- 3, средний -5, низкий-2. 2. Готовы связать профессию со службой - 2 .3. Общефизические показания участников группы: Высокий – 2, Средний – 4, Низкий - 44.Туристические навыки и умения : Высокий – 2, Средний- 3, Низкий - 5Неудовлетворительное состояние знаний и умений в разделе программы «Туристские узлы»5. Из 8 человек, принявших участие в соревнованиях Призеры – 2 (в личных соревнованиях) Вошли в десятку сильнейших-3 Показали низкий результат – 3Команда, составленная из участников группы , заняла 2 место в командном первенстве. Второй этап. На втором этапе эксперимента произошли изменения в составе группы, 2 человека выбыли. Результаты проверки туристических навыков и умений Высокий -4, Средний- 4Т.о., произошло улучшение показателей.Проверка тактико-технических умений и навыков показалиВысокий – 2, Средний- 2, Низкий- 4 Команда, составленная из участников эксперимента, показала положительный результат на городском этапе игры «Зарница». Третий этап.На заключительном этапе эксперимента после обработки и анализа, полученных результатов, выявлен рост всех участников .Показатели физической подготовленности увеличились на 30 %, Турнавыки: высокий – 6, средний – 2 Добились права выступать в составе сборной города на областном турслете - 3.Высокий уровень для занятий туризмом показали - 6, средний – 2.Желание служить с ВС, МЧС, МВД изъявили – 4 Выводы :Исходя из полученных результатов, можно констатировать, что постоянное занятие туризмом формирует личность ребенка, позволяющему выбрать общественно полезное занятие, позволяющее физически развиться, обогатить свои нравственные, духовные качества, подготовить себя к общественно-полезной деятельности , сформировать себя как морально устойчивую личность , способную принимать решения, преодолевать трудности.