Презентация для уроков литературного чтения в начальной школе Сказки, былины, предания
ТЕМА: «Сказки, предания, былины»
План:1. Определение жанра.2. Собирание сказок, преданий и былин.3. Изучение сказок, преданий и былин.Литература:С.Г. Лазутин «Элементы ритмичности и рифма в сказках», М., 1981 г., стр. 163-180.В.П. Аникин «Русская народная сказка», М., 1977 г.«Детская литература», учебник.Ключевые слова: жанр, эпос, сюжет, композиционная особенность, эпизод, сказки, придания, былины, противоспоставления, рукописные сборники, заимствование вариации,
Сказка - жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. Это отличается многоэпизодичностью, законченностью, драматической напряжённостью, чёткостью.Сказке свойственен счастливый конец.
Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. Ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных.
В сказке изображаются вымышленные события и лица, представленные то в известном мире реалистически, то со значительным отступлением от правдоподобия.
От других прозаических жанров (преданий и легенд), сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало, кроме того, проявляется и в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраске событий.
Народные сказки подвергались переделке, в книгах М.Д. Чулкова, Б. Броницына и историка В.Н. Татищева.
Белинский высоко ставил сатирические сказки. По его мнению, сказки весьма важны для изучения народных понятий, взглядов и языка.Свои научные работы по изучению сказок посвятил А.Н. Афанасьев.
Книга Проппа и статьи А.И. Никифорова, особенно «К вопросу о морфологическом изучении народной сказки» (1928), положили начало к структуралистическому подходу к этому жанру.В 1946 г. В.Я. Пропп выпустил книгу «Исторические корни волшебной сказки», где пытался показать возникновение волшебной сказки и обосновать появление определённых функций персонажей.
Важное значение для развития изучения сказки в сравнительно-историческом плане имели труды В.М. Жирмунского. Он признавал существование в фольклоре заимствований, но показывал, что на национальной почве воспринимающей страны сюжеты перерабатываются и приобретают особые черты, характерные для истории, культуры, фольклора и языка страны.
Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки,сатирико-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика.
Люди мечтали о бессмертии и создали сказочный образ живой воды.Их мечта летать по воздуху вызвала к жизни сказки о ковре-самолёте. Они хотели ускорить передвижение по земле, и эта фантазия породила сапоги- скороходы. Сказка о Василисе-Прекрасной предсказывала богатство материальной жизни в будущем.
Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни.В животном эпосе прозаически освещаются некогда обожествляющиеся человеком звери.
Многие сказки о животных аллегоричны. Каждый из персонажей-животных переходит из сказки в сказку, сохраняя неизменную характеристику и действуя в устойчивых сюжетных формах.Лиса, волк, медведь олицетворяют ненавистных народу лиходеев бояр, дворян и помещиков.
Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот.Ряд сказок о животных народ создал и специально для детей.
Волшебные сказки ученные относят к самым характерным классическим формам сказочной поэзии народа. В них создан особый сказочный мир, чудесно преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя - идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно проходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя.
В волшебных сказках изображаются острейшие конфликты между положительным героем и враждебными ему силами, утверждается победа справедливости и добра над коварством и жестокостью.
Они также олицетворяют лучшие нравственные черты народа, борются и побеждают, вызывая особое ликование у детей. И в детских волшебных сказках мы видим контрастные образы, раскрывающие народные представления о добре и зле, ускоренный темп повествования, нарастающий драматизм, троекратные повторы важнейших сюжетных мотивов, устойчивые стилистические формулы.
В детской волшебной сказке «обрядность» всегда заметнее в зачинах.Реже в ней устойчивые формулы типа «ложись спать - утро вечера мудренее» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» в основной повествовательной части, а в концовке обычно всегда заканчивается всё удачно.Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки: они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества.
Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, батрак, солдат) побеждает врагов (царя, барина, попа, купца, кулака) не с помощью чудес, а благодаря своим умственным и нравственным качествам.
Социально бытовые сказки очень коротки: в центре сюжета как правило - один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что делает их сатирическим, ироническим и юмористическим. Повествование очень простое. Развит диалог изложение от лица условного рассказчика, который выполняет роль пояснений и ремарок.
Различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной больше социальных конфликтов, в другой- бытовых конфликтов.Полны неподдельного юмора антипоповские сказки. Они также говорят о жгучей ненависти народа к своим угнетателям. Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других видов народно-сказочных повествований.
Русская народная сказка. Волшебные сказки.1. Вопрос о происхождении волшебной сказки. Отражение в ней обряда инициации.2. Система чисел.3. Художественный хронотоп.4. Специфика вымысла в фольклорной сказке.5. Система персонажей волшебной сказки.6. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке» Е. Н. Трубецкого.
1. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.Основные тезисы к работе:1. Постоянными элементами сказки служат функции действующих лиц.2. Число функций, известных в. с., ограничено3. Последовательность функций всегда одинакова.4. Все в. с. одинаковы по своему строению.
2. Вопрос о происхождении в. с. сегодня не может считаться разрешённым. Хотя большинство исследователей сходятся во мнении, что в. с. и сказки о животных возникли из мифов
3. Стиль в.с. позволяет легко отличить её от всех остальных групп народных сказок.
4. Система двоемирия, наличие «иного» царства в в. с. можно определить как её структурообразующий принцип. Оно может находиться под землёй, на горе, под водой. Но где бы оно ни находилось, оно прекрасно и в нём всегда есть чудесный сад. При этом никогда не упоминается лес и обработаные поля. «Иное» царство можно определить как страну изобилия, в ней никогда не кончается еда.
Именно в сказке впервые повествование осознаётся как художественная реальность. Отчётливо осознаётся отличие сказочных закономерностей от закономерностей реальной действительности. Любая сказка всегда вымысел, это можно считать её структурообразующим принципом.
6. Персонажи в. с. делятся на 2 лагеря: положительные и отрицательные. «Средних» нет.Каждый персонаж выполняет строго свою функцию. Социальная принадлежность героев может быть обозначена, но роли практически не играет.
7. Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1929)Считал, что Россия идёт к нравственному краху. Размышляя о том, почему социалистическая революция проросла именно на русской почве, обращается к особенностям менталитета русского человека. Национальный характер Трубецкой исследует на материале сказки.
Трубецкой исходит из того, что сказка любого народа всегда есть народная утопия. «Нет ничего, что в большей степени вызывало бы тоску по «иному царству», чем серые однообразные тона нашей будничной прозы. Отвращение к этой жизни, где нет ни подлинного добра, ни подлинного зла, нередко заставляет людей искать не только света, но и тьмы». Нет ничего удивительного в том, что люди всегда пытались создать идеал мироустройства.
Кумулятивные сказкиЛитература1. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1976. - С. 241-257.2. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л., 1984. - С. 292-299.3. Лойтер С.М. Кумулятивная форма в детском фольклоре и ее мифоритуальные истоки / Лойтер С.М. Русский детский фольклор и детская мифология: Исследования и тексты. - Петрозаводск: КГПУ, 2001. - С 59-68.4. Кретов А. Сказки рекурсивной структуры // Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение. - 1994. – С. 204-214.
Пропп В.Я. Термин «кумуляция» переводится как «нагромождение».Лойтер С.М. Кумулятивная форма, основанная на принципе цепи, нанизывания, нарастания, нагромождения, многократного повторения одних и тех же действий и элементов, широко репрезентирует в детском фольклоре.Кумулятивные сказки - это сказки, в которых принцип кумуляции является структурообразующим.
Пропп В.Я. Композиция этих сказок: 1) экспозиция, состоящая из подчеркнуто незначительного события.2) собственно цепь событий, которая очень незаметно связывается с экспозицией.3) неожиданный и лаконичный финал.Построение цепи событий может быть мотивировано, а может не подчиняться никакой логике.
Лойтер С.М. Отсутствие причинно-следственных связей в этих сказках имеет принципиальное значениеКаждый персонаж или предмет важен не сам по себе, а лишь в качестве нового игрового звена.Кумулятивные сказки называют «формульными» сказки. В них нагромождению событий соответствует нагромождение слов. При присоединении каждого нового звена называются, проговариваются все предыдущие звенья.Актуализируется проблема языковой специфики.
Кумулятивная сказка в этом смысле приближена к волшебной. Здесь также присутствует множество повторов на различных языковых уровнях, что формирует ритмизованную прозу.Функция прозвищ состоит в том, что ими преодолевается многообразие, «монотонность» сюжета. Каждый персонаж появляется с только ему присущим признаком. Такое появление нового лица создает ощущение движения
Сказки о животныхЕсли волшебные и кумулятивные сказки выделяются по признаку их структуры, то сказки о животных выделяются по действующим лицам. Так, многие сказки построены на коварном совете и неожиданном (для партнера) исходе.
Другой повествовательной единицей является мотив неожиданного испуга. Формы отпугивания могут быть различными. Это частный случай обмана. На разных видах обмана строится целый ряд сюжетов.Животное считалось родоначальником - «тотемом». Тотема нельзя было убивать, употреблять в пищу. Каждый член рода проявлял почтение к своему тотему путем воздержания от причинения ему вреда.
Основу словесной ткани в сказке составляет разговорная речь со всеми ее особенностями. Речь отражает психологическое состояние говорящего. Эмоции влияют на течение речи, на отбор слов и построение фраз.Речевые реплики так выразительны, что дополнительной характеристики в тексте уже не требуется. Некоторые сказки почти целиком состоят из диалогов.
Бытовые сказкиДля обозначения данной группы сказок в научной литературе используется три термина: бытовые, реалистические, новеллистические.Реалистические - т.к. в этих сказках изображается наш, реальный земной мир с его легко узнаваемой атрибутикой. Однако в литературоведении традиционно принято понимать под реализмом изображение типических характеров в типических обстоятельствах.
Бытовые данные сказки действительно широко представляют крестьянский быт. Новеллистические — т.к. схожи с литературными новеллами. Новелла - краткий занимательный рассказ на бытовую тему.
Проще всего говорить о бытовых сказках в их сопоставлении с волшебными. Если волшебные сказки рисуют идеальный мир, то бытовые - намного приземлённее, поставленные ими проблемы характеризуют нижний уровень земного жизнеустройства. Бытовая сказка ставит социальные и даже политические проблемы, проблемы взаимоотношения полов и т.д.
Условно, тематически можно разделить бытовые сказки на следующие группы:1 - Сказки о взаимоотношениях супругов.2 - Сказки об отношениях барина и мужика.3 - Сказки об отношениях мужика и попа.4 - «Солдатская» группа сказок.5 - Эротические и порнографические сказки.
ПРЕДАНИЯПредания в народе называют «былями».Для них характерна историческая тематика. Предания сохраняют память о событиях и деятелях истории.Этот вид устного народного творчества имеет большое познавательное значение.
Ряд особенностей придают преданиям реалистический характер: исторический материал, имеющий порой местную окраску, точное указание времени и места событий, бытовые детали, ссылка на традиционность повествования. Предания не только повествуют о событиях и действиях исторических лиц, но и объясняют их причины, это увеличивает познавательную ценность рассказов.Предания близки к историческим песням, но имеют прозаическую форму, а не стихотворную. От сказок предания отличаются тем, что в них повествуется о реально существующих фактах. От бытового устного рассказа предания отличаются тем, что говорит о далёком прошлом, а также тем, что повествователь выступает участником или свидетелем события, рассказываемого в преданиях.
БЫЛИНЫБылины воспроизводят социальные типы в собирательных образах, исполненных художественной фантазии. Это возвышает историзм былины, так как её образы являют собой художественное обобщение исторической мысли народа. Былина остаётся вернейшим выражением исторического сознания и памяти народа.Свойство былин как искусства, так существенно, что, что не приняв во внимание эту черту эпоса, нельзя составить о нём верного понятия.
Как выражение исторической мысли, былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, славят защитников достоинства, чести и человеческих прав народа.Былины выражали высокие общественные и нравственно-этические идеалы народа. Богатырь и богатырство обладали силой влекущего жизненного примера. Эпос был не только исторической памятью народа, но и его достоинством, умом, нравственным кодексом.Рано поняв это, учёные стали именовать былины героическими эпосами. Героика должна быть понятна не только как тематическая характеристика былин, но как примета самого их жанра.
Былины - это патетические песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. С таким жанрово-тематическим свойством прямо связана песенно-стихотворная форма былин. Ритмическая организация слова предоставляла певцу былин особые возможности художественного изображения и, главное, была сопряжена с повышенной экспрессией поэтического выражения.
Соединив все эти признаки, получим такое определение былин: это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развившиеся в условиях раннефеодальной Руси.
В устном народном творчестве существуют следующие былины:Былины о Святогоре. Былины о Дунае.Былины о Вольхе. Былины о Михаиле Лотыке.Былины о Добрыне. Былины о Чуриле.Былины о богатыре-малолетке Михаиле Даниловиче и его отце Даниле Игнатовиче. Былина о Соловье Будимировиче и об Иване Годиновиче.Былины об Илье Муромце. Былины об Алёше Поповиче.Былина о Дюке. Былина о Вольге и Микуле.Былина о Ставре. Былина о Ставре.Былина о Садко. Былина о Ваське Буслаеве.
Былина как жанрОпределение и содержание былины, её сюжет.О композиции.Особенности художественного строя былины.О «запевах» и «исходах» былин.
Наиболее важным, решающим признаком былины является героический характер её содержания.Второе – былины - это песни, которые поются, а не рассказываются.
Былины написаны в специфическом, былинном, размере. Это определяет особенности её декламации. Ударным обычно является третий слог с начала строки и третий слог с конца строки.Картина мира в былине всегда рисует идеализированную действительность и идеальных героев. Поэтому былине присуща величавость и монументальность.Средний размер былины – 500-600 строк.
Если основу содержания сказок составляют сказочно преображенные различные факты, преимущественно из бытовой жизни взаимоотношения, которые раскрываются в подчеркнуто неправдоподобной форме, то в основе былин — важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Главные герои былин — богатыри, наделенные идеальными качествами человека.
Былина отличается от по назначению. Если назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными сюжетными ситуациями, то назначение былины в том, чтобы передать слушателю пафос возвышенного, рассказать ему, как уже отмечалось, о чем-то очень существенном.
Содержание былин: в них отражена русская история периода Киевского государства, эпохи татаро-монгольского нашествия; борьба с половцами, печенегами и татарами. Имеют исторических прототипов образы князя Владимира, богатыря Добрыни Никитича, татарского хана Батыя и др. Однако былины включают и много вымышленных, фантастических образов: Соловей-разбойник, Змей, Идолище и др.
Конкретные сюжеты былин, как и в сказках, вероятно, вымышлены и не восходят ни к каким достоверным историческим фактам. Однако если сказки воспринимаются в основном как чистый вымысел, то былинный сюжет оценивается как достоверный жизненный факт.
Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев. Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке.
Зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. Вторым типом зачина-завязки является описание выезда богатыря. Зачины былин сразу же стремятся подчеркнуть историческую достоверность их содержания.
После зачина-завязки в былине идет развитие действия. Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и общие черты:Одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. Сюжет в былине заканчивается развязкой.
3. Особенности художественного строя былины.Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления, который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Гиперболизация является важнейшим принципом создания былин. Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания. Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным.
Непосредственно с повторениями в былинах связаны так называемые «общие места». «Общие места» — это устойчивые словесные формулы, которые сказителями почти дословно повторяются в одной или разных былинах в сходных эпизодах повествования или картинках описания.