«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Визитная карточкаПетрушова Татьяна Владимировна,учитель русского языка и литературы в МБОУ «Школа №78».Входя в свой класс, Неси с собой Всепониманье, всетерпенье, Любовь, и мудрость, и покой…
Тема презентации:«КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образованияОдной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий.
Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.Кейс- метод совмещает в себе такие методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ . При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества как: коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования Теоретической основой кейс – метода является общая теория деятельности, разработанная в российской методологической школе (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.) на основе трудов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Методические основы кейс- технологий на современном этапе освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена, А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд, М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и Сурмина.Ю.П.
Цель и задачи педагогической деятельности Цель кейс– технологии - сформировать активную самостоятельную деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями и развитие мыслительных способностей Задачи кейс– метода заключаются в:мотивации к учебному процессу;отработке умений работы с информацией;умении делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;приобретении навыков четкого и точного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, убедительно отстаивать и защищать свою точку зрения;выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки..
Ведущая педагогическая идея. При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основной идее данного метода:в процессе сотрудничества учителя и учащегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку.
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Суть метода состоит в том, что учащиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Требуется разобраться в запутанной ситуации: либо выявить проблему и обнаружить пути ее решения, либо выработать варианты выхода из положения, когда проблема обозначена. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему).
Три разновидности кейс-технологии Собственно кейс-технология (применяется чаще при дистанционном обучении)Кейс-стади или метод погружения (применяется при блочном обучении и достаточном количестве часов)Кейс-метод (метод ситуационного анализа)
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны. Ситуация: Как вы относитесь к высказыванию А.С.Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» « 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?Погружение в ситуацию: Какое значение вкладывает автор в понятия «здравомыслящий», «глупец»? Кого из героев автор считает здравомыслящим?Задания:Сформулируйте проблему, которую обозначил Грибоедов.Уточните значение понятий, употребленных в теме;Отберите материал по проблеме: а) в тексте комедии; б) в критике; в) в воспоминаниях современников; г) сформулируйте свою точку зрения по теме, аргументируйте её, используя собранный материал.
Примеры кейсов на уроках русского языка:Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?Ситуация: общение в социальной сети
Погружение в ситуацию:Считаете ли вы важной затронутую проблему? Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?Задания:- Сформулировать проблему письменно;- Подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия, проранжировать их;- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;Перспективное домашнее задание: отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.
Представленный опыт охватывает единую систему «урок - внеклассная работа» с 5 по 11 классы.Диапазон опыта широк и вариативно разнообразен. Данный подход в работе с текстом- применим как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков,- необходим на уроках в средних и старших классах;- уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе,- с успехом может использоваться учителями для дистанционного обучения.Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, в использовании педагогических инноваций в процессе обучения, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики, возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты. Многоаспектная работа в рамках метода позволила мне достичь определенных результатов:- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;- обогащается культурный баланс, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника. Содержание опыта работы по теме « Кейс-технологии как один из инновационных методов на уроках русского языка и литературы» помогает решить проблему самостоятельного овладения материалом на уроках. Исследование будет интересно как начинающим педагогам так и педагогам с высокой планкой мастерства
Литература.1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей , 2010. – с. 61 – 69.2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.3. Власова Н. В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов. (http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/).4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/ ). 5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. (http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12)6. Омаров Н.Б. Использование приемов активизации познавательной творческой деятельности подростков в процессе работы клуба «Дебаты» .(http:/ file:\дебаты\Омаров Н.Б. htm. )7. http://yapisatel.ru/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!