МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: Развитие творческих способностей детей средствами арт-технологий Перчаточные сказки и Бусоград
Подготовила и провела : воспитательМАДОУ №64 «Искорка»Мамонтова Надежда Валерьевна, I-категория2017гМАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ:Развитие творческих способностей детей средствами арт-технологий "Перчаточные сказки" и "Бусоград"
Здравствуйте уважаемые коллеги! В настоящее время ширится круг инновационных иальтернативных программ развития ребёнка в дошкольномобразовательном учреждении. Тем не менее, вопрос о развитиитворческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Для того,чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить егожизненный опыт яркими художественными впечатлениями, датьнеобходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярчебудут творческие проявления в разных видах деятельности.Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больше результатов можно достигнуть. Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двигательно- ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития. Проблема творческого развития дошкольников – одна из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и творческого развития детей, является театрализованная деятельность, которая в полной мере позволяет реализовывать все принципы воспитания.
Я в своей работе использую такие арт технологии как "Перчаточные сказки" и "Бусоград" . Что дают эти технологии дошкольнику, зачем они нужны? 1. Развитие мелкой моторики пальцев рук детей; 2.Речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей согласование пальцев, текста, музыки; 3. Ориентация в пространстве. Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, увеличивается их словарный запас, возрастает речевая активность детей, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а в дальнейшем облегчает овладением навыка письма. Начиная с элементарных потешек, маленьких стишков, дети создают в дальнейшем перчаточные сказки и картины из бус. Как мы начинаем работать: - сначала конечно же учимся правильно одевать перчатки, чтоб каждый палец попал в свой домик; - затем, учимся складывать пальцы в фигурки зверей и сразу же начинаем рассказывать сказку, например такую: (показ сказки) 1,5 мин.
ГОНЗИКИКОМАРЖУЧОККРАБИКПТИЧКА
Мы играем
Весёлая сказочкаЖили-были Зайчики, Зайчики - попрыгайчики! Весело скакали, весело играли! - сжать пальцы обеих рук в кулак, оставить оттопыренными указательный и средний палец Вдруг откуда, ни возьмись, пробираются ежи Иголки разноцветные, ежи-то хороши!- сложить в замочек пальцы обеих рук и разжать пальцы Ёжики вдруг убежали, червячков они позвали, Маленьких, смешных таких, карапузов озорных!- пальцы сжать в кулак, оставить только мизинцы Червячки, вдруг убежали, Птичек в небе увидали, Птицы по небу летят, и на землю всё глядят!- соединить пальцы рук, и плавно помахать ими вверх и вниз. Пролетают над полями, над лесами, над цветами! Вот увидели цветы, небывалой красоты!- соединить кисти рук, Ладошка к ладошке и раскрыть ладошки, растопырить пальчики. Распустились все цветочки и колышут лепесточки! - шевелить пальчиками Вот цветочки все закрылись и тихонько опустились,Ночь тихонечко пришла, звёзды в небо принесла -поочерёдно поднимать руки вверх, растопыривая пальцы Вот какая красота - вот и сказка уже вся!
Затем в сказках появляются новые герои и становится еще интересней и веселей.«Необычная планета» На сцене ширма с накидкой в виде «звёздного неба». За ширмой артисты. Рассказчик рассказывает, дети показывают. Звучит космическая музыка. № 23 Рассказчик: «Где-то далеко, в туманности Андромеда появилась необычная планета. На ней не было ничего живого. По всей планете лежало множество камней... (Дети кладут на ширму руки, сжатые в кулаки )Рассказчик: Вдруг лучи солнца попали на эту планету. Осветили её и обогрели... (Одна красная или оранжевая перчатка поднимаются над ширмой. Пять пальчиков растопырены ) Рассказчик: Солнце стало ласково гладить планету своими лучами. И камни вдруг начали оживать... (Кулачки на ширме начинают двигаться )Рассказчик: Оказалось это не камни, а коконы, из которых стали появляться необычные существа, чем-то очень напоминавшие земные. Только все они были разноцветные. Сначала появились существа, похожие на червяков. № 24(Рука, изображающая солнце, опускается на прежнее место, па ширму и далее выступает со всеми, указательными пальчиками изображают «ползающих червячков») Рассказчик:
Они весело огляделись, посмотрели друг на друга, и пошли строить себе домики... (Руки опускаются вниз, за ширму. Это возможность, дать рукам отдохнуть)Рассказчик: Тут появились существа, похожие на ёжиков... (Руки детей складываются в замок, а пальчики оттопырены вверх) Рассказчик: Ёжики весело забегали по планете, им здесь понравилось, и они тоже решили построить себе домики. (Дети опускают руки вниз )Далее можно изобразить многих зверюшек: Прискакали зайчики, улитки, крабики... Рассказчик: И вот над планетой стали кружить необычные птицы, и бросать волшебные семена. №25 (Кисти рук скрестить и плавно махать вверх, вниз (как крыльями птиц)) Рассказчик: Птицы улетели. А семена упали в недра планеты и из них стали появляться первые цветочки. (Кисти рук сложить бутончиком, медленно поднять над ширмой и раскрыть ладошки как лепестки цветов) Рассказчик: Вскоре наступил вечер и цветы уснули. (Дети опускают руки вниз )
Среди мерцания ярких звёзд, в этой таинственности и загадочности, появились необычные существа ни на кого не похожие. Это были Гонзики. №28 (На ширме появляются руки одетые в разноцветные перчатки. Все пальцы, кроме среднего, подушечками упираются в край ширмы, средний палец вытянут. На нём надеты глазки. Средний палец покачивается из стороны в сторону.)Рассказчик: Рассказчик: Но вот наступила ночь. Чёрные тучи заволокли небо... №26 (Над ширмой появляются руки в чёрных перчатках. Кисти рук делают движения, похожие на жест прощания. Пальцы плотно прижаты друг к другу. Кисти рук качаются то вправо, то влево).Рассказчик: Но подул ветер и разогнал тучи. Появилась на небе луна...№ 27 (Над ширмой появляется рука с белой перчаткой, пальцы сжаты в кулак)Рассказчик: И рассыпались по небу пёстрые звёзды. Они искрились и переливались, и каждая казалась лучше другой... (Все поднимают руки, в разноцветных перчатках, над ширмой. Пальцы то сжимаются в кулак, то разжимаются)Рассказчик: И вот в этой ночной тишине... (ВЫКЛЮЧИТЬ МУЗЫКУ!) (Руки опускаются вниз за ширму, дети на пальчики надевают «глазки»)Рассказчик:
(Дети кладут руки в перчатках на ширму, ладошками вниз.)Гонзики долго бродили, любопытно изучая свою планету. Иногда останавливались и смотрели на звёздное небо. Знакомились они друг с другом, молча глядели в добрые и умные глаза друзей. (Дети выполняют движения руками в соответствии с текстом.) Рассказчик: Гонзики без слов понимали друг друга, они решили сделать эту планету прекрасной и доброй, пошли искать себе новых друзей. (Дети опускают руки вниз, опускаются на пол на колени. Большие пальцы обеих рук складываются в замок, всеми остальными пальчиками они перебирают по полу, двигаясь вперёд на зрителя под ширмой )Рассказчик: Вдруг Гонзики остановились, вытянули шею вперёд и увидели Землян, и помахали им лапкой. (Помахать большим пальцем руки, которая изображает Гонзика. А Земляне им ответили и тоже в ответ помахали рукой. (Зрители машут Гонзикам.)Рассказчик: Гонзики запрыгали от радости, они нашли больших друзей. И спокойно отправились спать. №23 (Дети убирают руки вниз, за ширму и снимают «глазки». )Рассказчик: Все уснули. №23
Дружно, весело шагают - поднимать поочерёдно пальчики-лапки Вместе песню напевают: «Топ, топ, топ - «шагать» то пальцами одной руки, то другой руки Рассказчик: Они знали, что завтра, когда они проснуться, они увидят много друзей инаступит новая жизнь. Добрая, интересная и счастливая! Чудики Участвуют: (Разноцветные перчатки. На каждую пару по одному Гонзику.) Вот разноцветные кусты - над ширмой появляются растопыренные, пальцы в разноцветных перчатках. Небывалой красоты Листиками шелестят - шевелят пальцами Сказку рассказать хотят. «Кто-то, слышите, шуршит - дети за ширмой говорят и шевелят пальцами Шелестит, хрустит, трещит! Кто-то пробирается Торопится-старается!» Что за Чудики такие? - на ширме появляются «Крабики», «Глазки» надеть на указательный палец одной руки. Соединить большие пальцы обеих рук, остальные пальцы - это лапки. Многолапые, смешные, Глазки удивлённые, Умные, смышлёные.
И зайчик в солнце превратился - поднять руку вверх, растопырить все пальцы Над морем по небу катился. Из солнца, в тучку - сжать пальцы в кулак, оставить руку вверху После в камень - опустить кулак вниз Потом в траву -растопырить пальцы и поднять кисть руки перед собой Потом в цветок - повернуть кисть руки ладонью вверх, пальцы расставить, как лепестки цветка И слышит мамин голосок, Она зовёт: «Сынок, сынок!» Шлёп, шлёп, шлёп, - соединять подушечки пальцев одной руки, с подушечками пальцев другой руки («хлопают»)Вжик, вжик, вжик, - «махать» как крыльями пальцами обеих рук вверх и вниз Шмык, шмык, шмык» - « Чудики» по очереди исчезают с ширмы.«Сон-превращения» Надеть «Глазки» На указательный или средний палец Однажды Гонзик крепко спал. И сон волшебный увидал! «Идёт наш Гонзик по дорожке, «шагать» пальчиками по поверхности или ширме. И у него устали ножки - положить кисть руки на поверхность. И Гонзик в зайца превратился - снять «Глазки», сжать пальцы в кулак, оставить оттопыренными указательный и средний палец Запрыгал, снова в путь пустился - быстро двигать рукой вверх и вниз Увидел море впереди - остановить руку, пошевелить указательным и средним пальцем, как ушками зайчика Не знает, как его пройти.
Есть Лебедь, Волк, Кассеопея... Ты засыпай дружок скорее... Ой, кто же сладко так сопит? А..., это друг мой, уже спит.Проснулся Гонзик Он же спал! - надеть «Глазки» на пальчик И сон свой маме рассказал! «Разговор друзей» Звёзды Надеть «Глазки» на любой пальчик обеих рук. При диалоге, произносить слова и одновременно двигать пальцем, на котором надеты «Глазки» 1 .«Ты посмотри, вокруг темно, Это ночь пришла давно» 2.«Смотри, вокруг блестит, сверкает...» 1.«А, это звёздочки мигают» 2.«Ой, как их много - красота!» 1.«У звёздочек есть имена!» 2.«Ой, как хочу я их узнать! Ты называй - я буду их считать!» 1 .«Звезда есть Сириус, Дракон, Есть Гермиона, Орион,
Я предлагаю вашему вниманию несколько упражнений с бусами на развитие мелкой моторики, внимания , памяти, воображения, фантазии детей.А теперь мы отправимся в один чудесный город, и называется он «Бусоград или Волшебные игры феи Бусинки». И технология по которой мы будем работать называется так же. Бусы — это не только элементы украшения, соответствующие тому или иному костюму, бусы — это и полет вашей фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. При работе с бусами происходит развитее пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М. И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусоград», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».Использование методики по возрасту неограниченно, так как выкладывать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим. Данная методика не оставила меня равнодушной. И я использую эти приемы в работе с детьми.
Вместо красок разноцветных В руки бусы мы возьмем, Необычно и красиво Рисовать сейчас начнем. БУСОТЕРАПИЯ –РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ЛЕТ И СТАРШЕ.
УЛИТКА ЦВЕТОККУЧА-МАЛАДОРОЖКАГОРКАПТИЧКАТУЧКА
«Улитка»Игры с бусами.Для этих игр потребуются бусы разной расцветки«Бусы и шкатулочка»Бусы в кучу собираем И ладошками сгребаемПедагог:Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы). Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят…(потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается крышка от шкатулки)Бусы, бусы, покатитесь,Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)А теперь опять сложитесь,И тихонько спать ложитесь.Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).
«Рисуем бусами все вместе»Каждый педагог (ребёнок) выбирает себе бусы (разноцветные). Под музыку создают бусами общий групповой рисунок. («На лесной полянке», «Морское царство»)Вот из бус дорожка.Край прижмём ладошкой.Крутим мы ладонь - и ниткаПревращается в «улитку»! (Из кусочка делаем улитку-детку).«Узоры»Педагог:Лежали как-то бусы на полочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Упали бусы с полочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось (это обязательно делать с детьми). Важно, чтобы каждый педагог (ребёнок) произнёс вслух название своего узора.«Рисуем бусами»Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.Предложить педагогам под спокойную музыку положить бусы на пол выложить из них свой узор. Это могут быть цветок, грибок, кошка, машина, бабочка, птичка…
Я надеюсь, Вам понравилась данная методика «Бусоград» своей доступностью, разнообразием приёмов и вариативностью её применения. Большое всем спасибо!
Спасибо за внимание!