Мастер-класс по литературному чтения Упражнения и приёмы для развития мотивации на уроках чтения.
Я люблю читать!(упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках литературы в 3 классе) Автор: Карпова Ирина Алексеевна учитель начальных классов МБОУ «Школа № 74» г. Уфа1
Работа по содержанию русской народной сказки2
Прогнозирование (предлагается название текста, если необходимо – ключевые слова, иллюстрации, на их основании высказать предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения). - Этот приём был использован на 1 уроке.3
2. Чтение строчек и отдельных слов наоборот (написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д., кроме того присутствуют слова написанные наоборот)Это упражнение развивает тонкость движения глаз, развивает способность строгого побуквенного анализа, при этом исключается прогнозирование, учит быть внимательными. Задание: Прочитай часть текста вслух, начиная с последнего слова каждого предложения. работничков ьмес – Симеонов семь, веьтарб семь илыб Жили. засевать белх, пахать пашню елоп на раз ино Вышли. удивился, работничков семь ладиву, поле на глянул, воеводами с царь омим ехал пору ту В.4
3-4 «Прятки» (восполнение пропусков слов в предложении, чтение строчек с прикрытой нижней половиной) Эти упражнения развивают способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста, учат быть внимательным при чтении. - Хорошо у вас на море – океане, на острове Буяне, а на Руси – матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёю сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные. Выйдет утром пастух на зелёный луг, заиграет в берестяной рожок – и не хочешь, а за ним пойдёшь…5
Симеон-хлебороб хлеб сеет;Симеон-мореход по морям плавает;Симеон-звездочёт звёздам счёт ведёт;Симеон-стрелец Русь бережёт…6
Взял тут Симеон-младшенький берестяной рожок, заиграл на нём плясовую русскую. Как пошёл народ плясать, резвы ножки переставлять! И царь пляшет, и бояре пляшут, и стражники пляшут. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притоптывают. Петухи, куры приплясывают. А пуще всех царский воевода пляшет… 5. «Решётка» – упражнение способствует развитию смысловой догадки, ускорению темпа чтения и углублению восприятия его содержания.7
6. Найти в тексте предложения к данной картинке(возможно в форме соревнования) Этот приём позволяет достичь осмысленного прочтения текста с элементами запоминания слов, предложений, частей текста.До того плясал, что с ног упал. Лежит на земле, словно рыба на песке.8
7. Картинки – «подсказки» Это упражнение позволяет находить внутритекстовые связи, подготавливает к пересказу, учит быстро ориентироваться в тексте.Задание: найти в тексте предложения, в которых содержатся ответы на данные вопросы Что ответили братья царю?Чему удивился царь?Кто подучивал царя и зачем? 9
8.Чтение отрывка в тексте, к которому можно подобрать пословицу(можно работать в парах) Не рыл бы другому яму – сам бы в неё не попал. Приём, вырабатывающий внимание к тексту, его частям, как предпосылка правильного , осмысленного чтения.См. стр.32 учебника1010
119. Ромашка Блума (Ромашка вопросов)1.Как называется произведение?2.Если мы правильно поняли, то воевода был наказан за злой язык и недобрый глаз? 3.Почему царь разрешил исполнить последнюю просьбу Симеона мл.? 4. Как вы думаете, что бы изменилось в сказке, если бы воевода был добрым человеком? 5.Как характеризует Симеона мл. его поведение по отношению к царю? 6. Как бы вы поступили на месте царя в случае, когда Симеона мл. посадили в тюрьму?
10. Проектирование(составление диафильма по сказке в виде презентации, в виде рисунков, составление вопросов к сказке и т. д.) - Д/з12
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно» А.Н.Толстой.13Благодарим за внимание!