Презентация выступления на тему Развитие орфографической зоркости на уроках письма через систему работы над словарными словами.
Развитие орфографической зоркости на уроках письма через систему работы над словарными словами у детей с ОВЗ. Подготовила: учитель начальных классовЗайцева Наталья Александровна Май 2015год. Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровьяОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII видастаницы Полтавской Краснодарского края Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются. Словарная работа- это не эпизод в работе учителя , а систематическая хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка.А. В.Текучев. Опора на виды памяти: - зрительную-слуховую-кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение)-моторную Требования к проведению словарной работы: Дозировка слов.Контекстное объяснение новых слов.Опора на работу всех анализаторов.Система упражнений В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность работы:1. активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;2.обучающий характер учебной деятельности;3. регулярность в работе над словами с указанными орфограммами. Условия, способствующие успешному запоминанию. Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить.Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. Памятка для учителя«Как работать со словарными словами» Введение нового слова.Выяснение лексического значения.Чтение слова по слогам( орфографически)Фонетический разбор слова.Запись слова в тетрадь.Подбор и запись родственных слов.Составление словосочетаний и предложений с данным словом.Предложить учащимся сделать рисунки вместо «трудных» букв, опираясь на смысл слова. ( Готовые рисунки желающие могут продемонстрировать всему классу). При работе в классе на этапах урока можно использовать следующие виды работ: Первый этап – проверка домашнего задания. За партами дети 1 группы работают с карточками и перфокартами. В перфокартах необходимо вставить буквы, слова, подобрать родственные слова. Дети 2 группы- записывают названия предметов по картинкам (это заранее изученные словарные слова) в тетрадь. Учитель ориентирует детей, что в случае сомнения они могут найти слово в словаре. Задания, которые выполнялись учениками за партами, проверяет учитель. Задания у работающих у доски проверяют ученики. Второй этап – чистописание – проводится ежеурочно ( кроме контрольных работ). Ученики прописывают предложенные учителем буквы, элементы букв и их соединения. Затем дается задание: записать словарные слова с сочетанием –оро- (сорока, ворона, воробей, скоро, горох, город),записать словарные слова, в которых есть две буквы «т» ( трактор, считать), записать слова, которые заканчиваются буквой «а» (земляника,малина, лестница) и т. д. Третий этап – словарная работа. Для заучивания даются слова по алфавитному списку, данные в учебнике. На первом уроке дети выписывают себе в тетрадь, а учитель на доску из словаря группу слов ( например, на буквы «а» и « б», ставят ударение, выделяют буквы для запоминания. Слова делятся так, чтобы их хватило для заучивания на три четверти, в четвертой идет закрепление всех изученных слов. Каждая группа слов заучивается на протяжении двух недель. Выписать из словаря слова с парными согласными на конце: (автобус,берег,билет…) 1-вариант. Учащиеся самостоятельно подбирают в словаре слова на данное правило, закрывают книгу и пишут.2-вариант. Учащиеся по очереди диктуют слова и записывают. Во время проверки дети доказывают, почему так пишутся слова. * * Игра «Цепочка слов» Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его. БИЛЕТ, ТРАКТОР, РОССИЯ, ЯЩЕРИЦА,АВТОБУС…. * * Подберите из словаря для справок слова, количество букв которых соответствует количеству клеточек. Обозначьте ударение в словах. * * Подобрать к слову, данному учителем, подходящее по смыслу слово из словаря Оранжевый…(пенал, платок, телефон)Вкусный …Большой …Сильный …Длинный… * * * * тк ц тк ц Предложить картинку для раскрашивания с изображением предмета * * Работа по созданию схематичных рисунков.На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.Я Б Л К О П М И Д О РП Р Т Р Е ТК Р З И Н А Игра «Распутай слова» Вот так горе, вот беда!Как запутались слова.Все они из трех слоговКто помочь словам готов? Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака) Игра « Шифровка» Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова. Например: З – заводА – адресВ – вдругТ – товарищР – расстояниеА – автобус Игра « Замени одним словом» Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)Седьмой день недели. ( воскресенье)Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы) Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)Единица веса, 1000 граммов. (килограмм)Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал)Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор) Орфографическая минутка Чтение стихов, нахождение в них словарных слов, с последующей записью в тетради.Игра «Футбол». Класс делится на две команды, которые в порядке очереди выходят к доске и вставляют в слово пропущенную букву, затем команды проверяют друг друга.Запись слов из словаря с пропуском трудного места ( с окном)- это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.Составление рассказа из группы словарных слов ( например, по теме «Школа»)